издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ажиотаж пропал, очереди остались

Корреспондент «Сибирского энергетика» оценил, чего стоит бесплатная приватизация жилья

В Иркутской области и России приватизировано больше четырёх пятых жилья. Многие, в том числе представители власти, считают, что этого более чем достаточно, поэтому решение о продлении сроков бесплатной приватизации до 1 марта 2015 года лишено смысла и лишь тормозит развитие жилищного строительства. Те, кто хотел получить муниципальную или государственную квартиру в собственность, давно это сделали, полагают они. И это лишний раз доказывает незначительный ажиотаж в начале нынешнего года, вызванный приближением предполагаемой даты окончания бесплатной приватизации. В правдивости этого утверждения корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ попытался убедиться на собственном опыте.

86,3% российского жилищного фонда находится в частной собственности, при этом 82,9% были приватизированы гражданами. Таковы данные конца 2011 года, которые приводит Федеральная служба государственной статистики. Иркутская область несколько отстаёт от России в целом: согласно отчётам регионального министерства жилищной политики, энергетики и транспорта, по состоянию на 1 января 2012 года в частной собственности находилось 82,7% жилфонда, 15,5% принадлежало муниципалитетам, а оставшиеся 1,8% были в государственной собственности. Более свежая информация должна поступить в Росстат лишь 12 марта, а попытка получить её на местном уровне успехом не увенчалась. В министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта посоветовали обратиться в областное управление Росреестра, но там искомыми данными также не располагают. 

«Мы только регистрируем переход права собственности, – пояснил пресс-секретарь Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Константин Туканов. – Проблема в том, что нет единого органа, который бы систематизировал информацию от всех муниципальных образований. Данные могут быть лишь у местных администраций или органов статистики». 

Незначительный ажиотаж

Однако, по его словам, новость о грядущем 1 марта 2013 года прекращении бесплатной приватизации жилья (решение о переносе этой даты на 1 марта 2015 года, напомним, Государственная Дума ФС РФ приняла только 19 февраля) не вызвала ажиотажа среди населения. «Увеличение числа желающих оформить право собственности на жильё если и было, то настолько незначительное, что мы его не ощутили», – отметил Туканов. По мнению нашего собеседника, это объясняется «мизерной» долей жилья, оставшегося неприватизированным. В основном это «проблемный» с юридической точки зрения жилфонд, право собственности на который установить зачастую не представляется возможным, ветхие и аварийные здания или ведомственные квартиры. Исходя из собственного опыта, могу добавить, что откладывающих приватизацию до последнего оказалось немного, но всё же достаточно, чтобы создать очереди в бюро технической инвентаризации и других ведомствах. 

Статистика, напротив, говорит о том, что ажиотаж пошёл на спад. По информации Росстата, пик приватизации в Иркутской области пришёлся на 2005 год – в тот момент в частную собственность было оформлено 38371 жилое помещение. До этого жители региона были не столь активны: несмотря на то, что закон о приватизации жилищного фонда в РФ, изначально рассчитанный на 16 лет, был принят в 1991 году, впервые оформлять квартиры в собственность в Приангарье начали лишь в 1999 году. Тогдашний показатель не слишком впечатляет: приватизировано было лишь 16 жилых помещений. Зато в 2000 году – уже 15146. К концу 2004 года, когда впервые было принято решение о продлении срока бесплатной приватизации с 1 января 2007 года до 1 марта 2010 года, в собственность граждан перешли 114746 жилых помещений. Всего же в Иркутской области на тот период насчитывалось около 1 млн. квартир и частных жилых домов. 

В дальнейшем приватизационная кампания пошла на спад. Достаточно сказать, что в 2007 году жители Приангарья оформили в собственность лишь 16632 домов и квартир, а в 2008 году – ещё на две с лишним тысячи меньше. Приближающееся окончание сроков бесплатной приватизации, намеченное на 1 марта 2010 года, вызвало определённый ажиотаж: в 2009 году было приватизировано 26298 жилых помещений. Однако в начале 2010 года федеральные власти сдвинули упомянутую дату на три года, объяснив это соображениями социальной справедливости. Поскольку в целом по России доля неприватизированного жилья оставалось невысокой, в дальнейшем количество тех, кто пожелал стать собственниками недвижимости, начало сокращаться. К примеру, в 2011 году в Иркутской области было приватизировано лишь 7938 жилых помещений. 

В порядке живой очереди

Приближение 1 марта 2013 года, уверяют в УФРС по Иркутской области, ажиотажа среди населения не вызвало: те, кто хотел приватизировать жильё, давно это сделали. Тех же, кто отложил это на последний момент, в масштабах региона оказалось немного. Личный опыт несколько расходится с этим утверждением: мне довелось приступить к приватизации квартиры в начале нынешнего года. 18 января, в день подачи заявления на изготовление техпаспорта в бюро технической инвентаризации Иркутска, оживления в знакомом многим горожанам здании на улице Чехова близ Центрального рынка не наблюдалось. В очереди к окошку, в которое нужно было подать документы, стояли лишь пять человек, двое из которых – риэлторы – обсуждали приостановившийся рост цен на жильё. Окно для консультаций, где можно было получить бегунок с перечнем необходимых бумаг и инстанций, которые нужно обойти во время приватизации, и вовсе было закрыто. В общем, повод для оптимизма был, хотя определённые опасения внушали периодически встречающиеся в троллейбусах объявления от риэлторов, предлагающих ускорить процесс приватизации, да слухи о том, что эти самые риэлторы подняли цены на свои услуги в три раза. 

Но меньше чем через месяц картина изменилась. 12 февраля, третий этаж здания БТИ. В очереди в первый кабинет, где выдают технические паспорта, ожидают три-четыре десятка человек. Всех запомнить не представляется возможным, так что люди ориентируются на тех, кто стоит непосредственно перед ними. Стоит им отлучиться или вовсе уйти без предупреждения, как начинаются обычные для любой очереди разговоры на повышенных тонах. На получение техпаспорта в среднем уходит полтора-два часа – при условии, что никто не попробует пройти вне очереди. Но это только начало пути по инстанциям, который приходится откладывать на следующий день. В одном только БТИ ещё необходимо официально подтвердить своё неучастие в приватизации, не говоря уже об обязательном походе в комитет КУМИ администрации Иркутска, где нужно было получить выписку из реестра муниципального имущества, и в сервисно-регистрационный центр за справкой о составе семьи. 

В 7.38 утра 13 февраля в здании на Чехова, 22/1, ещё не было никого, кроме двух охранников, которые сразу проинформировали: «Все будут в восемь, ждите». Но уже через десять минут лестница, ведущая к кабинетам, оказалась заполнена людьми, так что один из стражей порядка зычно произносит: «Не загораживайте проход, а то всех на улицу выгоним!» Очередь лишь уплотняется, сдвинувшись ровно на одну ступеньку вниз. Несмотря на то, что кто-то стремится занять более выгодную стартовую позицию в гонке к кабинетам БТИ, очерёдность среди пришедших определяется сразу же, безо всяких указаний сверху. Конечно, находятся те, кто забывает о ней спросить. Когда очередь выстраивается у окошка, где выдают справки, оказавшийся в её хвосте отец семейства лет 35-40 обречённо  произносит в ответ на фразу своей жены: «Ну что ты мне кровь пьёшь?»

В этот момент перспектива до 1 марта собрать все документы и подать их в комитет по управлению Свердловским округом Иркутска, где я живу, становится как минимум туманной. Однако надежду даёт растиражированное в тот же день высказывание пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова: «Президент считает, что с учётом социальной значимости необходимо поставить вопрос о продлении срока приватизации жилого фонда для всех категорий граждан ещё ориентировочно на два года». Тут же заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ Сергей Неверов заявляет, что парламент «незамедлительно примет решение о продлении бесплатной приватизации». И 19 февраля Госдума вносит соответствующие поправки в Жилищный кодекс РФ, а 25 февраля их утверждает президент. Таким образом, теперь бесплатно приватизировать жильё можно будет до 1 марта 2015 года. Лично для меня эту весть иначе как благой не назовёшь: выписку из реестра мне удалось получить лишь 4 марта, а записаться в очередь на подачу документов в комитет по управлению Свердловским округом – на 21 марта. 

Решение без смысла

Но такую реакцию испытали далеко не все. «Нас решение о продлении сроков удивило, – признаёт Туканов. – К тому же оно не способствует, а препятствует развитию жилищного строительства». Объяснение такому, на первый взгляд, парадоксальному выводу простое: у муниципалитетов нет никакого мотива строить относительно дешёвое жильё, которое тут же перейдёт в собственность граждан, так что возводят его в основном коммерческие структуры, устанавливающие высокие цены. Такое же мнение ранее высказывал председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. В интервью «Российской газете» он заявил, что в продлении бесплатной приватизации нет смысла. «Во-первых, у нас уже больше 80 процентов частного жилья, – цитирует его издание. – Мы обогнали всех. Второе: у нас муниципалитеты перестали строить социальное жильё. Потому что, как только они вселили туда по ордеру, через два дня следует приватизация. Что касается развития муниципального жилья – как социального, так и доходных домов, – ничего не развивается». 

Насколько бы такая точка зрения ни была правильной, от имени «Сибирского энергетика» можно дать один совет: решение о приватизации, со всеми её плюсами и минусами, до последнего откладывать не стоит. Проверено на себе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры