издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жалобный круг для потребителей

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

В подвале прорвало трубу, на чердаке хранится хлам, стены дома требуют срочного ремонта, бежит крыша, пришли платёжки с суммами, в несколько раз превышающими привычные, – именно с такими жалобами чаще всего обращаются жители Иркутска в отдел защиты прав потребителей администрации областного центра. Специалисты признают: жильцы стали более грамотными. Но всё равно часто решение коммунальных проблем не доходит до логического завершения: собственники жилья попадают в бюрократический круг, опускают руки.

«Надоели отписки»

На днях в редакцию «Сибирского энергетика» обратился жилец дома по адресу: Дзержинского, 60е, Михаил Винокуров. Он рассказал, что уже много лет пытается добиться ремонта кровли, но ни в одной инстанции не получил удовлетворительного ответа. «Крыша бежит несколько лет. Куда только не обращался: и в мэрию, и в управляющую компанию. Кроме того, наш дом признан памятником архитектурного наследия, поэтому соответствующие письма писал и в службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Везде получал только официальные ответы, с мёртвой точки дело не двигается. Надоели уже отписки. Документов накопилась толстая папка. Соседи тоже не хотят связываться с бумагами, с чиновниками. Так и живём с протекающей крышей», – рассказал Михаил. Мужчина признал, что у него опустились руки, куда именно теперь ему обращаться, он не понимает.

«Сибирский энергетик» решил выяснить, что предстоит неравнодушным жильцам, которые решили обратиться к властям, чтобы добиться справедливости. На сегодняшний день в Иркутске существует около десяти различных структур, которые призваны следить за порядком в коммунальной сфере. Со своими жалобами горожане могут обратиться в службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, в региональное управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека, в администрацию округа, в службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области и в службу по тарифам Приангарья.

Первым делом жильцам стоит обратиться в свою управляющую компанию, а также в отдел защиты прав потребителей и бытового обслуживания департамента потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации Иркутска. Именно с этих двух офисов начинается хождение по кабинетам собственников жилья.

В отделе защиты прав потребителей  мэрии признали, что количество обращений с каждым годом только увеличивается. «В 2012 году у нас было зарегистрировано 147 обращений по вопросам в сфере ЖКХ. Это намного больше, чем в 2011 году: тогда было 128 обращений», – рассказал начальник отдела защиты прав потребителей и бытового обслуживания департамента потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации Иркутска Виктор Низовцев.

Главная причина роста количества обращений, по мнению Виктора Низовцева, кроется в желании самих жильцов разобраться, за что они платят. «Грамотность в сфере ЖКХ у иркутян растёт, горожане выясняют особенности нововведений. Например, с появлением новой строки в платёжках, которая касается общедомового имущества, у нас сразу увеличилось количество обращений», – пояснил Виктор Низовцев. Он добавил, что в последнее время чаще всего поступают жалобы на оплату потреблённых ресурсов. «На днях к нам приходили возмущённые граждане. У них стоят общедомовые счётчики, но поквартирные приборы учёта есть не у всех. В итоге сознательные жильцы вынуждены не только платить по своим счётчикам, но и ещё оплачивать дополнительные 8–10 кубометров воды, которые потребляют соседи без приборов учёта», – рассказал чиновник.

Впрочем, тут же добавил Виктор Низовцев, возмущённые жильцы всё равно обратились не по адресу. Отдел защиты прав потребителей в мэрии не занимается такими вопросами. Собственники были направлены в свою управляющую компанию и в службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области.

«Мы подсказываем»

Виктор Низовцев пояснил, что отдел, который он возглавляет, курирует всего несколько вопросов. Вся коммунальная сфера разбита на сегменты, контролирующие различные госслужбы. Так, в ведении отдела защиты прав потребителей находятся вопросы, связанные с предоставлением некачественных услуг. «Например, если у вас плохое отопление, течёт не горячая вода, а чуть тёплая, есть перебои с электроэнергией или вы заметили ненадлежащее содержание подвальных помещений, можете смело идти к нам. Всё это в нашей юрисдикции», – отметил Виктор Низовцев.

Если дом нуждается в капитальном ремонте,  есть претензии по благоустройству придомовой территории, вопросы по использованию общедомового имущества, стоит обратиться в службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области. Как рассказала заместитель руководителя службы Ирина Савинцева, сейчас ведомство готовится к наплыву посетителей. Каждую весну собственники жилья жалуются на протекающие крыши, на разрастающийся грибок на стенах. По словам Ирины Савинцевой, жильцам с подобными вопросами стоит обратиться в муниципальный жилищный контроль на своей территории. На сайте региональной службы жилищного и строительного надзора есть контакты территориального отдела жилищного надзора. Эксперимент «Сибирского энергетика» показал, что дозвониться по указанному телефонному номеру невозможно. В течение нескольких дней подряд там не брали трубку. 

Специалисты из администрации города признали, что лучше жильцам напрямую обращаться в отдел защиты прав потребителей, там их сориентируют. Возможно, даже подскажут контактные телефоны. «К нам идут в первую очередь. И мы уже смирились, подсказываем, куда дальше идти, к кому обращаться, потому что жители просто не знают, в какие двери стучаться», – признал Виктор Низовцев. Он добавил, что с конца прошлого года выросло число обращений по поводу платёжек. Переход на систему оплаты услуг отопления по факту породил большое количество ошибок со стороны управляющих компаний. «К нам приходила иркутянка, которая жаловалась, что стала платить больше за отопление в связи с новой системой оплаты услуг. Когда раньше вся сумма раскидывалась на 12 месяцев, она платила около 770 рублей. Теперь ей за каждый месяц отопительного сезона начисляется 3900 рублей. Переплата составила почти 20 тысяч. Мы ей подсказали, что в первую очередь нужно идти в управляющую компанию, дали образцы заявлений, помогли заполнить бланк», – рассказал Виктор Низовцев о посильной помощи своего отдела. 

Сезонность жалоб

По словам чиновников, обращения граждан всегда имеют определённую закономерность. Так, в начале осени многие не могут добиться от управляющих компаний перерасчёта за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием жильцов. Летом многие предпочитают уезжать из душных квартир за город, на дачи, однако платёжки приходят с полными суммами. Впрочем, одной головной боли с перерасчётами возможно избежать, если установить в квартире приборы учёта.

Зимой иркутяне, как правило, пытаются решить проблемы парящих подвалов, организовать уборку снега на придомовой территории. Не остаются в стороне и вопросы отопления и освещения подъездов. 

«Порой к нам приходят с такими обращениями, которые нас озадачивают. Например, сломался в квартире счётчик, жилец обращается за ремонтом по гарантии. По закону фирма обязана предоставить потребителю товар, который будет заменять неисправный в течение 20 дней, пока идёт экспертиза сломанного. Но тут возникает множество вопросов: кто будет подключать временный счётчик, составлять акт передачи в эксплуатацию? Это всё решается не быстро. Формально фирма не может жильцу отказать в новом временном счётчике, но затраты не стоят 20 дней эксплуатации», – рассказал Виктор Низовцев. Как вышли из сложной ситуации, чиновник сообщить отказался. 

Специалисты не отрицают, что порой потребителям приходится месяцами ходить от одной инстанции к другой. При этом все офисы находятся в разных частях города. Не все жильцы выдерживают такую коммунальную гонку, многие отказываются от дальнейших разбирательств и ждут, когда ситуация станет  критической и за собственников решать проблемы начнут другие. В итоге сотни проблем в Иркутске просто не доводятся до своего логического разрешения. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры