издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Эти животные хранят много тайн!»

Исследования школьника из Тайшета заинтересовали организаторов международной выставки

  • Автор: Людмила БЕГАГОИНА, Тайшет

Денис Казаков, ученик выпускного класса тайшетской школы №5, в свои 17 лет точно знает, чего хочет от жизни. В его ближайших планах – окончить школу с золотой медалью и поступить на биолого-почвенный факультет Иркутского госуниверситета. Ничего необычного в этом вроде бы нет, кроме разве того, что школьник желает войти в студенческое братство уже готовым исследователем – с приличным багажом знаний по избранной им научной теме и опытом применения экспериментальных методик изучения биоорганизмов.

В том, что целеустремлённому одиннадцатикласснику светит «золото», никто в школе и не сомневается: Денис Казаков – круглый отличник, за 10 класс он имеет аттестат особого образца – с пятёрками по всем предметам и отличными экзаменационными отметками. При этом уже шесть лет подросток вплотную ведёт исследовательскую деятельность, ежегодно занимая первое место по предмету «биология» в районной научнопрактической конференции «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки». Трижды он выходил призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. В нынешнем учебном году Денис Казаков привёз из Красноярска диплом регионального победителя Молодёжного биологического чемпионата России и сертификат, дающий право на участие в конкурсе молодых исследователей «Шаг в будущее», который пройдёт в Москве в государственном техническом университете имени Баумана. А ещё он вошёл в состав национальной делегации для участия в Международной научной и инженерной выставке, и в мае нынешнего года юного учёного ждут в США, Феникс, штат Аризона, где он должен представить одну из последних своих работ. 

Исследование, получившее высокое признание международной комиссии, было посвящено моллюскам. Если конкретно, африканским улиткам ахатинам – брюхоногим тварям, родичам каракатиц и осьминогов. Взрослую особь Денис купил пару лет назад в местном зоомагазине и в течение полутора лет методом проб и ошибок создавал своему домашнему питомцу оптимальные условия содержания: оборудовал террариум, добивался комфортной температуры воздуха и правильного освещения, изучал пищевые пристрастия. А когда научился за ним ухаживать («изучил особенности содержания в неволе», как выражается сам молодой исследователь), заказал в том же зоомагазине парочку малышей ахатины фулики. 

На представленных в научной работе фотографиях можно видеть, как Денис купает своих необычных питомцев, кормит их с руки, наблюдает за их взрослением. К животным, живущим в его доме (а одну комнату с Денисом в разное время делили хомяк, голубая и розовая крысы, черепаха, попугай, улитки и тритоны), он относится не как обычные дети. Для него животные – вовсе не «лучшие друзья» или «члены семьи», а объекты исследований. Мальчишка даже имена им никогда не давал. Хотя, наверное, был к своей живности привязан – как к мученикам науки. Изза брюхоногих ахатин, например, он буквально не спал ночами – ведь важно было круглосуточно мониторить их жизнедеятельность. А днём, после уроков, приходилось много работать с микроскопом, проводить опыты со слизью и панцирем улиток.

Кроме живых подопытных моллюсков, Денис в своей научной работе исследовал ещё строение раковины мидии Грэя. Нашёл её на берегу Японского моря, когда ездил по выданной в школе путёвке во всероссийский детский центр «Океан» во Владивостоке. Там подросток значительно пополнил свою коллекцию раковин моллюсков. Надо ли говорить, что свои находки он систематизировал, составил каталог с фотографиями и аннотацией к каждому образцу.

Научный руководитель Дениса Казакова – учитель биологии тайшетской школы №5 Наталья Биктимирова – считает своего талантливого ученика готовым исследователем, владеющим методиками фундаментальной зоологии. В разные годы объектами исследований мальчика были коралловые полипы, жесткокрылые насекомые, земноводные на примере тритонов. А в последнее время он сильно увлёкся изучением летучих мышей и собирается продолжить работу по исследованию этих рукокрылых. 
Старшеклассника нисколько не смущает, что в поверьях почти всех времён и народов летучие мыши проходят как друзья чёрта и прочих злых духов. Сам Денис называет объект своих исследований чудом. Он с восхищением рассказывал о том, с какой сверхъестественной точностью управляют рукокрылые полётом с помощью системы эхолокации. А как развиты у них («ну буквально как у высших приматов») мозг и нервная система! И до чего красивы их брачные обряды с серенадами самца, уже приготовившего для семейной жизни отдельное дупло. И ещё я узнала от Дениса о схожих с людьми порядках в сообществе этих «чертей»: например, они устраивают детские ясли для своих малышей на то время, пока родители «на работе» – заняты добыванием пищи. 

– Эти животные, – утверждает Денис, – хранят много тайн. Чтобы их раскрыть, учёным надо ещё много работать. Вот мы с вами принадлежим к одному классу с рукокрылыми, так у нас всегда температура тела 36,6. А у летучих мышей, когда они летают, температура повышается до 40, а когда спят, снижается до минус 7. Такая вот загадка. Ни у кого в природе больше нет такой уникальной системы теплорегулирования. И иммунитет у этих животных особенный: они же на себе переносят паразитов и не болеют. Уж я не говорю о большой пользе, которую летучие мыши приносят человеку: ведь никто больше ночью не поедает вредных насекомых, питающихся соками и корешками садовых и лесных растений. Так что люди должны быть этим необыкновенным животным благодарны. 
Пока основным плацдармом для исследования рукокрылых является для Дениса дачный участок его родителей. Обнаружить и поймать летучую мышь мальчишке оказалось очень непросто, но будущий учёный не отступает. Чего он только не придумывал, чтобы заполучить рукокрылого! Сооружал, например, искусственные убежища, обследовал в округе все заброшенные постройки и чердаки, обошёл десятки околков в поисках дупел, полостей и трещин, куда любят прятаться летучие мыши; пытался ловить их ночью с помощью белой ткани и подсветки. Но где человеку соревноваться с животным, умеющим слушать эхо собственных высокочастотных звуковых сигналов и таким замысловатым образом избегать опасностей! Пока что юный зоолог сумел обнаружить лишь мёртвых рукокрылых, принадлежащих к виду северных кожанок. Но и эту находку он счёл удачей. Над мышиными останками несовершеннолетний учёный подолгу колдовал: очищал, обезжиривал, отбеливал косточки и проводил с ними свои опыты. 

Зато в большом количестве удалось Денису отловить тех, кто идёт умным рукокрылым на обед. Для этого он соорудил «световую ловушку»: наполнил плошку отваром из листьев плодовоягодных деревьев, добавил растительного масла и разместил над ёмкостью источник света. У собранных насекомых исследователь искал (и находил) особые приспособления для защиты от летучих мышей. 
На ближайшее лето Денис Казаков планирует отправиться в экспедицию вместе с директором Тайшетского краеведческого музея Георгием Булыгиным. «В Козловской пещере, – говорит школьник, – водится летучая мышь, занесённая в Красную книгу, – бурый ушан. А у Георгия Ивановича есть карта пещер района, их 19».

Жаль только, что возможностей выехать за границу Тайшетского района у талантливого исследователя пока нет: поездки в Москву и Аризону, откуда Денису Казакову поступили заманчивые предложения, никто не финансирует. Им с научным руководителем Натальей Биктимировой (кстати, она дважды – в 2009 и 2012 годах – выходила победителем конкурса «Лучший учитель России») даже в Красноярск пришлось ехать на собственные деньги: муниципалитет средств на это не нашёл. Зарплата папы Дениса, работающего железнодорожником, и положение учителя биологии Натальи Биктимировой, в семье которой растут трое собственных детей, не позволяют использовать возможности, которые почти ежегодно предоставляет талантливому мальчику научное сообщество. 
Неизбалованный Денис больше рассчитывает на себя: 

– Когда на биофаке госуниверситета проводилась олимпиада школьников, декан говорил: «Студенты, которые отлично учатся и успешно занимаются научноисследовательской деятельностью, получают стипендию 1820 тысяч рублей». Да ещё на этом факультете зарубежные связи с 1 курса возможны.
Но пока ещё есть время сделать подающему большие надежды мальчику заслуженный им подарок. Американцы до сих пор бомбардируют школу электронными письмами, пытаясь добиться присутствия юного учёного с его талантливой научной работой на международной выставке в США, обещают снабдить его переводчиком. Если до конца этого месяца найдётся спонсор, то имена тайшетского школьника и его замечательного наставника станут известны в широких международных кругах. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры