«Они другие. Они не такие, как мы»
Педагоги победителей региональных олимпиад признают, что многому учатся у своих воспитанников
«Наши дети увлечённые и талантливые. И не в чём-то одном. Они стараются сделать, успеть, узнать как можно больше. Причём без ущерба для качества». Так отзываются педагоги о победителях региональных этапов олимпиад по английскому языку, географии и литературе. Сегодня в центре внимания «Ступенек» – ученики лицея ИГУ Сергей Диваков и Эдуард Аюнц, а также Светлана Дзюба, которая учится в иркутской школе №40.
«Наши дети увлечённые и талантливые. И не в чём-то одном. Они стараются сделать, успеть, узнать как можно больше. Причём без ущерба для качества». Так отзываются педагоги о победителях региональных этапов олимпиад по английскому языку, географии и литературе.
Сегодня в центре внимания «Ступенек» – ученики лицея ИГУ Сергей Диваков и Эдуард Аюнц, а также Светлана Дзюба, которая учится в иркутской школе №40.
«Ученик года»
Пообщаться с Серёжей нашему корреспонденту не удалось: в тот день, когда было на-значено интервью, одиннадцатиклассник срочно отбыл на региональные соревнования по робототехнике. «Мечта лицейской команды, в которую входит Сергей, – поехать в Москву на всероссийские состязания по робототехнике, – рассказала нашей газете заместитель директора лицея ИГУ Ольга Малюгина. – Если говорить о его увлечении английским языком, то им он «болеет», в хорошем смысле слова, чуть ли не с начальной школы, язык для него – средство общения. В прошлом году Серёжа стал победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады по этому предмету. Он разносторонне развитый молодой человек и успешно участвует в олимпиадах по физике, математике, информатике. На прошедшем недавно городском конкурсе «Ученик года» Серёжа занял первое место и достойно выступил на областном – ему досталось «серебро».
В нынешнем году Сергей принимал участие в трёх разных олимпиадах, его коллега по физико-математическому классу Эдуард Аюнц – в четырёх. Помимо географии он выбрал обществознание, физику и экономику. «Мы постарались организовать подготовку в разных формах, – пояснила Ольга Малюгина. – Ведь результат должен быть высоким, значит, занятиям необходимо уделять много времени».
«Наши дети увлечённые и талантливые. И не в чём-то одном, – продолжила наша собеседница. – Мы развиваем систему дополнительного образования. В течение года каждый лицеист должен выполнить и публично защитить научно-исследовательскую работу. Это позволяет им научиться не только работать с литературой, но и отстаивать свою точку зрения. Есть и другой важный нюанс: сейчас дети стали меньше говорить, в основном они между собой общаются виртуально, а появление ЕГЭ сделало ненужным диалог между преподавателем и учеником во время экзамена. Поэтому публичная защита своей работы очень важна. Кроме того, дополнительное образование включает в себя обязательные занятия танцами, есть театр и вокальная студия. Сергей и Эдуард – активные участники дискуссионных клубов, литературных вечеров, танцуют хорошо. Сергей Диваков у нас ведущий, да и Эдуард от него не отстаёт».
«Какая столица у Буркина-Фасо?»
В лицей ИГУ Эдуард пришёл после 8-го класса, для чего нужно было пройти подготовительные курсы и выдержать экзамен. «Я рад, что в этом решении меня поддержали родители, – рассказал десятиклассник. – Не могу сказать, что учиться в лицее сложнее, чем в школе. Интереснее – это да. Уроки пролетают незаметно. Если добросовестно учиться и выполнять домашние задания, то никаких проблем с успеваемостью быть не должно».
Наш собеседник говорит, что ему нравятся и даются относительно легко практически все лицейские предметы. На вопрос, не сложно ли было готовиться к нескольким олимпиадам, он ответил: «Если я могу в нынешнем году выступить сразу на четырёх олимпиадах, то почему бы и нет? Не исключено, что в следующем году, когда подготовка к ЕГЭ начнёт занимать большее время, придётся выбрать что-то одно. Что именно – пока сказать не могу». Говоря о едином государственном экзамене, Эдуард отмечает, что этот способ проверки знаний ставит всех в равные условия при поступлении в вуз. «Конечно, такой подход стандартизирует знания и подготовку, но что поделать?» – говорит он.
В региональном этапе олимпиады по географии он принимает участие уже второй раз. «В прошлом году очень волновался и усиленно готовился, – вспоминает молодой человек. – В этот раз психологически было проще: много знакомых по прошлому году лиц в аудитории, а готовился ничуть не меньше, чем год назад». Региональный этап проходил в течение двух дней на географическом факультете ИГУ. На каждый тур участникам давалось по 2,5 часа.
Задания были сложными, отметил десятиклассник. Например, участникам была дана карта местности из китайского атласа, где все географические названия были подписаны иероглифами. Нужно было определить самую высокую и самую низкую точку; найти координаты определённой точки, а также ответить на ряд вопросов, например: «Какое место больше всего подходит для вертолётной площадки, которая будет расположена неподалёку от железнодорожной станции и моря?», «Сколько кубометров земли понадобится выкопать, чтобы построить эту вертолётную площадку?».
Чувствовать себя уверенно на региональном этапе Эдуарду помогли дополнительные занятия с преподавателем и прочитанная литература: сборники заданий для подготовки к ЕГЭ и олимпиадам по географии. Кроме того, с учителем они разучили названия столиц практически всех государств мира. «Сложнее всего запоминались столицы африканских стран: Уагадугу (Буркина-Фасо) и Эль-Аюн (крупнейший город Западной Сахары). «Сложные» столицы в Азии и в Карибских странах. Часто запомнить помогали ассоциации».
«Когда узнал свой результат, конечно, обрадовался, – вспоминает Эдуард. – Плохо то, что я набрал половину баллов из всех возможных, у других участников, а их было около 80, видимо, результат был ещё хуже». В прошлом году наш собеседник уже стал победителем регионального этапа по географии, тогда он защищал честь региона на всероссийском уровне, куда съехалось более 200 учеников 9-11 классов со всей России. «Все три класса писали одинаковое задание, — вспоминает он. – В общем зачёте я был 69-м, а среди 9-х классов – четвёртым. На мой взгляд, неплохой результат». Поедет ли «на Россию» наш собеседник в нынешнем году, станет понятно в конце февраля – начале марта, после того как будет составлен всероссийский рейтинг.
«Думаю, что на иркутский геофак меня, наверное, возьмут, – отвечает он на вопрос о бонусах, положенных победителям региональной олимпиады по географии. – Насколько я знаю, призёров всероссийского этапа без экзаменов берут на геофак МГУ. Я пока не думал, кем хочу стать, но вряд ли в географы пойду. Возможностей много, даже не знаю, что выбрать. Да и зачем торопиться? Впереди ещё много времени, чтобы принять взвешенное и обдуманное решение».
В детстве Эдик любил смотреть географические программы о разных странах и первооткрывателях. «Все нравятся, все молодцы, всем сложно было, – отвечает он на вопрос о кумирах среди путешественников. – Никого не могу выделить». А вот самому ему попутешествовать по миру пока не удалось. Зато каждое лето он с семьёй отправляется в Армению, откуда они уехали, когда нашему собеседнику было четыре года. «Там красиво, много фруктов, – говорит он. – Но я не думаю, что буду жить в Армении. В этом плане Иркутск мне ближе. Да и друзей здесь сейчас гораздо больше».
«С начитанным человеком всегда интереснее общаться»
Победительница регионального этапа олимпиады по литературе, ученица школы №40, что на улице Ярославского, Светлана Дзюба точно знает, как бы ей хотелось провести предстоящее лето. «В Омске живёт бабушкина сестра, связь с которой наша семья потеряла много лет назад, – рассказала девушка. – В своё время она уехала в другой город, где вышла замуж. Долгое время сёстры пытались найти друг друга, посылали запросы в разные инстанции и только год назад «нашлись» в «Одноклассниках». Сейчас мы раз в неделю созваниваемся по «скайпу» с семьёй двоюродной бабушки, но очень хотелось бы встретиться».
Узнавать новую информацию, путешествовать, знакомиться с тем, как живут другие народы, какие у них нравы и обычаи, – вот то, чем хотелось бы заниматься Светлане. Именно поэтому её увлечение литературой неслучайно. «Островский, Толстой, Джек Лондон,
О’Генри, Шекспир», – перечисляет она своих любимых авторов и тут же добавляет, что одной литературой круг её интересов не ограничивается. Все школьные предметы даются десятикласснице легко. «В нынешнем году я вышла на областной этап олимпиад по трём предметам: русскому языку, литературе и химии, – рассказала Светлана. – Но русский и химия совпали по времени, поэтому пришлось пожертвовать последней».
Региональный этап олимпиады по литературе проходил на филологическом факультете ИГУ. Задание, как всегда, стало неожиданностью. Нужно было сделать комплексный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Полководец». «У меня получилось пять страниц, – воспоминает Светлана. – Ограничений по объёму нам не давали, но сказали, что роман-эпопею писать не нужно». Из 23 участников из 10-х классов Светлана стала первой. «Я даже не думала о победе и пришла на разбор работ потому, что забыла перенести в чистовик один абзац из черновика. Когда увидела итоговые списки, конечно, очень обрадовалась», – вспоминает девушка. В прошлом году всероссийский этап проходил в марте в городе Химки. Как состязание будет организовано в нынешнем году, наша собеседница пока не знает.
Света скромно отмечает, что такого результата на региональном этапе ей удалось достичь благодаря своим учителям. «Хочу сказать спасибо своему учителю по русскому языку и литературе Елене Викторовне Шуйской, а также всему педагогическому коллективу школы №40, который возглавляет Татьяна Анатольевна Кондратьева», – отметила девушка. Не забыла она и о педагогах школы №34, где проучилась восемь лет. Руководит образовательным учреждением Татьяна Ивановна Сахаровская.
«Литература для меня скорее хобби, – говорит Светлана. – Всегда приятнее и интереснее общаться с начитанным человеком. Если говорить о будущем, то продолжить учёбу мне бы хотелось в Иркутске, Новосибирске, Санкт-Петербурге или Москве. Родители не против моего переезда в другой город. Но сначала нужно определиться, кем я хочу стать. В идеале хотелось бы получить два образования – химическое и архитектурное, ведь я восемь лет училась в художественной школе. Рисую до сих пор – акварелью, гуашью, карандашом и углём. Больше нравится рисовать в цвете, таким образом можно ярче выразить свои эмоции». Лучшие портреты Светлана дарит тем, для кого они предназначались, работы девушки украшают квартиру: натюрморты – на кухне, пейзажи и композиции – в большой комнате.
«Боюсь, что не хватит времени даже на хомячка»
Интересно то, что рисует и пишет девушка левой рукой, левши были у неё в роду. «Когда мама определяла меня в первый класс, она специально поинтересовалась, будут ли меня переучивать, чтобы я писала правой рукой. И только услышав отрицательный ответ, записала меня, — рассказала Светлана. – Правой рукой я тоже могу писать, но не так хорошо, как левой. Говорят, что левши – люди творческие, хорошо рисуют, у них хорошая память на лица, на звуки. Так и есть, но говорят и то, что левши далеко не логики. Ко мне это утверждение не относится. Я считаю себя рациональным человеком».
На вопрос, в чём, по её мнению, секрет успеха, Света отвечает: «Нужно больше трудиться, больше заниматься. Каждому человеку даётся по его способностям. Значит, стоит их развивать и тогда получишь соответствующий результат». Сейчас всё свободное время девушка отдаёт учёбе, но успевает помогать по хозяйству маме, которая работает медсестрой в травматологическом отделении медсанчасти ИАПО и сутками дежурит. «Боюсь, не хватит времени даже на хомячка», – вздыхает девушка на вопрос о домашних животных.
На вопрос, о чём она мечтает, Света ответила так: «Мечта – это понятие абстрактное, надо поставить себе цель и к ней идти. Моя цель – хорошо выступить на олимпиаде по русскому языку и на Всероссийской олимпиаде по литературе, на «отлично» окончить полугодие и год. А дальше выбрать профессию и написать ЕГЭ на максимальный балл».
– Нет ощущения того, что из-за учёбы жизнь пробегает мимо? – интересуюсь я.
– Такого ощущения нет. Я чувствую себя хозяйкой собственной жизни. Учиться нужно с детства, а уже к пенсии можно спокойно отдыхать и воспитывать внуков.
«Ребята, которые серьёзно подходят к учёбе, понимают, что ничего не падает с неба, а чтобы достичь результатов, нужно много трудиться, – говорит Ольга Малюгина. – Современные дети, они другие. Они любопытны и даже дерзки в поисках нужной информации. Поэтому мы, учителя, стараемся идти с ними в ногу. Нам приходится учиться у детей, чтобы соответствовать уровню их потребностей и запросов. Причём не менее высокие требования современные школьники предъявляют и к себе». Глядя на наших сегодняшних героев, с таким мнением не поспоришь.