издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Небанальное кино

В потоке коммерческих фильмов, стабильно заполоняющих иркутские кинотеатры, обычному зрителю бывает не так просто найти что-то действительно неординарное. Впрочем, в Иркутске хватает площадок, демонстрирующих не только кино Голливуда. В ближайшее время у тех, кто не слишком жалует мейнстрим, предпочитая ему независимый кинематограф, есть выбор: с одной стороны, можно познакомиться с современным итальянским кино, с другой – посмотреть документальную ленту о Сергее Довлатове.

Из солнечной Италии

На прошлой неделе в Иркутском КДЦ «Художественный» открылся мини-фестиваль итальянского кино Formato Italiano. В течение трёх недель здесь будут демонстрироваться три разножанровые итальянские ленты последних лет. В программу фестиваля вошли музыкальная комедия, снятая в туринской тюрьме, остросюжетный роуд-муви и отмеченная на Сандэнсе мелодрама.

Проект Formato Italiano стартовал 10 января в нескольких городах России, уже побывал в Новосибирске, Ижевске, Воронеже, Санкт-Петербурге, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Набережных Челнах, Перми, Томске, Уфе, Челябинске, а теперь очередь дошла до Иркутска, где современный итальянский кинематограф будет демонстрироваться вплоть до 27 марта.

В «Художественном» Formato Italiano начался 7 марта с картины режиссёра Давиде Феррарио «Все свободны», снятой в 2009 году. Обладатель двух призов Берлинского кинофестиваля режиссёр Феррарио в этот раз рассказывает историю молодого театрального режиссёра-авангардиста Ирены, которая решила поставить «Страсти Христовы» в туринской тюрьме. Особенностью данной картины является то, что она снята в жанре мюзикла, а некоторые роли в ней сыграли реальные заключённые. Герои, отбывающие наказание в исправительном учреждении, обретают внутреннюю свободу благодаря театральному искусству.

Следующим фильмом программы Formato Italiano станет псевдодокументальная мелодрама Анны Негри «Обнажённые чувства», которая будет показана в «Художественном» с 14 по 20 марта. Согласно заключённому контракту, съёмочная группа начинает фиксировать на плёнку жизнь молодой пары – актёра-неудачника Джованни и режиссёра монтажа Лучии. Два оператора, решившие сделать из семейных хроник бестселлер, не прекращают съёмки и тогда, когда муж прямо во время романтического ужина бросает свою жену вместе с малолетним сыном, продолжая фиксировать жизнь героев уже по отдельности. Джованни пойдёт искать вдохновение в постели страстной Микаэллы, в то время как Лучия станет пытаться забыть экс-супруга в объятиях незнакомцев, компании лучших подруг и вина. Картина номинировалась на главный приз кинофестиваля в Сандэнсе и хотя не получила его, являет собой образец крайне интересного авторского кино.

С 21 по 27 марта всё в том же «Художественном» пройдёт показ третьего фильма итальянской программы, в русском прокате получившего название «Приключения итальянцев в Марокко» (в оригинале Last Minute Marocco). Эта приключенческая комедия режиссёра Франческо Фаласки рассказывает историю старшеклассника Валерио, который вместо запланированного родителями скаутского лагеря отправляется с друзьями на поиски развлечений в Африку. В этом пьянящем мире свободы будут и ночные дискотеки на песчаных пляжах, и бедуины, и караваны в пустыне, и таинственные женщины с кошачьими глазами. Впрочем, незабываемые впечатления от Марокко получат не только подростки — жизнь отца Валерио, отправившегося на поиски сына в Африку, вообще перевернётся с ног на голову.

И немного о Довлатове

В прокате Иркутского Дома кино, всегда подбирающего самый нетривиальный репертуар, 12 марта стартует показ фильма Романа Либерова «Написано Сергеем Довлатовым». Документальная лента, если говорить о её содержании, просто рассказывает о ключевых моментах биографии писателя: его юности в Санкт-Петербурге, жизни в Эстонии и вынужденной эмиграции из СССР в Америку. Пожалуй, ничего принципиально нового о Довлатове его ярые поклонники не узнают. Однако гораздо интереснее способы, при помощи которых ведётся повествование.

Во-первых, непосредственно документальные кадры и хроника здесь щедро приправлены анимацией, за которую ответственна талантливая художница, выпускница ВГИКа Анастасия Головань. (Этот же приём с успехом использовал режиссёр Андрей Хржановский в биографической ленте «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» об Иосифе Бродском.) Там, где режиссёру в кадре нужен писатель Довлатов, а подходящей хроники для этого нет, появляется забавный мультяшный персонаж, который на самом деле является чем-то средним между Довлатовым-человеком, Довлатовым-писателем и его лирическим героем.

Во-вторых, весь текст, звучащий в фильме (за исключением редких интервью), – это умело смонтированные куски довлатовской прозы, и здесь можно восхититься кропотливой работой Романа Либерова (он же написал и сценарий), который перелопатил всё наследие писателя. Кроме рассказов и повестей, которые знают более или менее все, здесь цитируются его письма, критические статьи, редакторские колонки, записные книжки и даже заявление, которое он написал в ЦК Компартии Эстонии и в эстонское КГБ по поводу запрета публикации его первой книги, а также песня, которую Довлатов написал в конвойных войсках. На глазах у зрителя рождается новый довлатовский текст, отсюда и название: «Написано Сергеем Довлатовым» – мол, ни слова от себя не добавили. Любопытно будет узнать и то, что текст этот озвучен замечательным актёром Сергеем Пускепалисом (известен по фильмам «Простые вещи» и «Как я провёл этим летом»).

Таким образом, героем этой картины становится даже не сам писатель Довлатов (хотя и он, конечно, тоже), но в первую очередь его лирический герой, мультипликационный персонаж, нарисованный Анастасией Головань. Однако же, наверное, самым ценным для зрителя станет «кухня писателя» – тот самый ахматовский сор, из которого, не ведая стыда, вырастали великие произведения.

Ещё одним интересным фактом о фильме станет его саунд-трек, авторы которого способны привлечь дополнительное количество зрителей. Музыку к фильму написали участники группы Billy’s Band и её лидер Билли Новик, чьё творчество каким-то странным образом невероятно созвучно прозе Сергея Довлатова.

Стоит отметить, что Роман Либеров отнюдь не новичок в документальном кино, а особенно в кино о людях пишущих. Это уже четвёртый фильм в его карьере о писателях. До этого были документальные картины «Юрий Олеша по кличке «писатель» (2009), «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем» (2010) и «Один день Жоры Владимова» (2011, о писателе Георгии Владимове). Также немаловажным фактом является то, что картина «Написано Сергеем Довлатовым» снята автором на собственные средства, без всякой поддержки студий или телеканалов, а значит, сделана прежде всего с большой любовью к великому писателю. Так что поход в кино станет выражением не только солидарности этому чувству, но и способом поддержки российского независимого кино.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры