Восточным курсом
Власти страны намерены развивать Сибирь и Дальний Восток
Федеральная программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона должна быть утверждена до 1 апреля. На исполнение документа, рассчитанного до 2025 года, власти обещают выделить 220 миллиардов рублей. При этом открытым остаётся вопрос о том, кто будет координировать исполнение этой программы. Всё меньше сторонников у идеи создания госкорпорации по развитию восточного макрорегиона. Вероятнее всего, ныне существующее Министерство по развитию Дальнего Востока будет преобразовано в структуру, отвечающую за все указанные территории. Геннадий Истомин побывал на круглом столе, посвящённом проблемам развития востока страны, который состоялся в Совете Федерации. Информацией об обсуждении он поделился с журналистами.
Напомним, в 1996 году была принята программа развития Дальнего Востока и Забайкальского региона. Однако по результатам исполнения документа оказалось, что заявленные в нём цели не были достигнуты. Не удалось существенно повлиять на такие ключевые показатели, как качество жизни людей, увеличение численности населения, развитие социальной сферы и экономики. Из запланированных средств фактически на программу было выделено меньше половины.
Около трёх лет назад Владимир Путин выступил с инициативой разработки новой программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона, но до конца прошлого года поручение так и оставалось невыполненным. Новый виток интереса чиновников пришёлся на последние месяцы. Для разработки программы было создано несколько рабочих групп в различных министерствах. Итогом их работы стал документ, представленный для обсуждения.
Геннадий Истомин отмечает, что сотрудники разных федеральных министерств не имеют единого представления, о развитии какой территории идёт речь. «Некоторые называют документ программой развития Дальнего Востока, другие – развития Дальнего Востока и Забайкалья, кто-то говорит о Дальнем Востоке и Сибири, кто-то – о Дальнем Востоке и Байкальском регионе. Нашлись и такие люди, для кого Забайкалье – это только Забайкальский край, остальные регионы, находящиеся к востоку от Байкала, «забывали». Таким образом, выявляются стереотипы чиновников, которым эти регионы известны только по карте». Геннадий Истомин заверил, что разноголосица в трактовке названия никак не повлияет на участие в программе Иркутской области, в любом случае наш регион будет включён в документ.
Геннадий Истомин высказывается против создания госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока. «Я считаю, что в правительстве нужно создать структуру, которая бы координировала исполнение программы министерствами. Если создадим корпорацию, есть опасение, что когда-нибудь она может выйти из-под влияния государства». Министерство по развитию Дальнего Востока участники круглого стола рекомендовали преобразовать в структуру, ведающую делами на территории всего макрорегиона.
Одной из тем круглого стола стала разработка федерального закона о социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона. Законопроект уже подготовлен группой членов Совета Федерации. После подписания программы документ будет внесён в Государственную Думу. Закон состоит из нескольких разделов, первый из которых посвящён налоговым льготам для бизнеса. Если раньше преференции предпринимателям предоставлялись от отрасли, в которой работает предприятие, то теперь льготы по налогу на прибыль и на имущество смогут получить бизнесмены, вложившие инвестиции в экономику Сибири и Дальнего Востока.
Второй блок законопроекта устанавливает порядок организации особых экономических зон. После принятия документа правом создавать особые зоны будут наделены регионы. В отдельной главе законодательно закреплены различные формы частно-государственного партнёрства. Согласно заложенным параметрам, один рубль государственных инвестиций должен привлекать не менее пяти рублей частных средств. К сожалению, Байкальскому региону и Сибири нечем особо похвастать в деле привлечения частных инвестиций. По инвестиционной привлекательности восточные регионы занимают позиции от 44 до 77. Лишь Иркутская область стоит на 27-м месте по России.
Включён в проект закона и раздел об особенностях тарифно-коммунальной политики. Известно, что отопительный период в наших регионах длиннее, чем на западе, значит, и расходы на ЖКХ у нас выше. Только до сих пор это не было учтено в законодательстве. На круглом столе Геннадий Истомин заявил о проблемах региона, связанных с компенсацией выпадающих доходов. За последние четыре года разница между экономически обоснованным тарифом и квартплатой выросла на миллиард рублей. По итогам 2012 года эта сумма составила 2,4 миллиарда, в следующем году ожидается рост до 3 миллиардов. Поэтому для региона важно, чтобы в законе были прописаны механизмы субсидирования расходов.