Часы для гоночных голубей
История этого артефакта связана с пернатыми «гонщиками». Специально для спортивных голубей когда-то были изобретены часы. Два немецких экземпляра таких приборов начала 20 века, отсчитывающих время отлёта и прилёта «спортсмена» с клювом, хранятся в Ангарском музее часов. На территории России практически нет образцов подобных часов, а вот в Германии, Голландии и Бельгии, где голубиные гонки по накалу страстей почти сравнялись с русскими скачками, без часов никак обойтись не могли. Музей и получил эти часы в подарок от бельгийцев, восхищённых часовой коллекцией сибирского города.
«Racing pigeon clock» – так называется приборчик в деревянной коробочке, выполненной с немецкой аккуратностью. Буквально – «гоночные голубиные часы». «В 1996 году наш музей посетила делегация из Бельгии, – рассказывает директор Ангарского музея часов Нина Крылова. – Господин де Лиль осмотрел экспозицию, был очень доволен, но, прощаясь, сказал: «Экскурсия была великолепна, замечательный музей, но у вас нет голубиных часов!» Мы очень удивились, потому что тогда ещё не знали, что это такое – голубиные часы». Бельгиец ничего объяснять не стал, сказал только: «А вот я вам их вышлю». Через некоторое время на адрес музея действительно пришла посылка из Бельгии. В ней оказалась пара голубиных часов начала 20 века и большое письмо от дарителя с описанием механизма и особенностей работы. Так в коллекции оказались два красивых деревянных ящичка – часы, любовь всех бельгийских голубеводов.
«Это действительно очень интересные, очень необычные часы, – говорит Нина Крылова. – Я, если честно, не знаю, есть ли у кого-то в России подобные экземпляры. Отец бельгийского гостя увлекался этим видом спорта». Голубиные часы стоят в витрине, где помещены уникальные экземпляры. На самом деле они могли бы попасть и в группу механизмов, которые демонстрируют, насколько были искусны немецкие мастера. Причём касалось это как уникальных, дорогих экземпляров, так и самых обычных, бытовых часов. Ведь подарок бельгийского гостя был изготовлен в начале 20 века именно в Германии.
Своеобразный пытливый немецкий ум, склонность этой нации к аккуратности, педантизм рождали подчас удивительные часовые механизмы. В музее хранятся несколько часов-копилок. Прежде чем их завести, нужно опустить в щель монетку. Среди германских родителей одно время была принята необычная форма воспитания бережливости у детей. Ребёнок, получая деньги на школьный обед, должен был сэкономить одну-две монетки, чтобы вечером опустить её в маленькие часы-копилочку, подаренные родителями именно к школе. Без монетки часы невозможно было завести. Голубиные часы – это как раз пример того, как мастера умели сделать красивый, изящный и очень надёжный механизм. Впрочем, первенство изобретения голубиных часов всё же принадлежит не Германии, а Бельгии.
В этой стране очень популярен голубиный спорт. Там любят его так, как в России любят скачки. На голубей до сих пор делают настоящие ставки, а значит, фиксация времени вылета и прилёта пернатых спортсменов чрезвычайно важна (иногда на современных соревнованиях речь идёт о получении победителем до 10 тыс. долларов). По правилам соревнований засекается время, за которое голубь, выпущенный в определённом месте, достигнет родного дома. В 19 веке голубям на крылышках делали уникальные метки, чтобы хозяин мог предъявить возвращённого питомца комиссии, не подменив его на свежую птицу. Кто приносил голубя первым, тот и получал приз. Примерно в 1880 году для фиксации времени стали использовать обычные часы. Но тогда возникли споры: голубь прилетел раньше, а дом участника – дальше. Голубь победил, а хозяин долго добирался до клуба. Некоторые участники, не надеясь на ноги, даже посылали телеграммы.
В 1885 году бельгиец Эмери Ван ден Босш сделал первые голубиные часы. Вскоре и другие производители начали выпуск часов специально для «голубиных скачек». А когда в 1888 году были изобретены колечки для лапок голубей, у владельцев отпала необходимость приносить самого «спортсмена» в клуб. В начале 20 века такие часы были практически в каждом бельгийском клубе. Мода перешла в Англию и Голландию. А спустя 10 лет часы использовались повсюду: в Англии, Голландии, Бельгии, Германии. Часы были распространены не только в клубах, но и имелись у каждого знатока-голубевода.
Практически соревнование выглядит так: голубей вывозят на определённую точку, каждому на лапку надевается кольцо с номером, хозяин номера не знает. Время выпуска фиксируется на опломбированных часах. Голуби прилетают домой. В крышке опечатанного ящичка-часов есть специальное устройство с ячейками, в которое можно поместить контейнер с записочкой или колечком голубя. После этого происходит фиксация времени полёта, показания отображаются на специальной встроенной бумажной ленте. Потом участники собираются вместе, часы вскрывают, достают ленту-запись и по ней уже определяют среднюю скорость полёта и победителя.
«История наших замечательных экспонатов имела продолжение спустя много лет, – говорит Нина Крылова. – Около четырёх лет назад в музее часов побывала семья из Бельгии. Когда эти люди подошли к витрине с голубиными часами, они были очень удивлены и тронуты тем, что в далёкой Сибири хранятся часы с их родины. Мы рассказали им о том, как был получен этот подарок, и они пообещали сделать свой». Вскоре в музей пришло письмо, в котором были те самые пластмассовые и металлические контейнеры, куда помещают записочки с номерами участников или резиновые колечки голубей. Так часы дополнились немаловажной деталью.
Деревянные ящички-часы с контейнерами и лентами сейчас уже часть истории. Голубеводы мира перешли на электронную фиксацию прилёта птиц. Теперь на голубятнях стоят антенны, а в распоряжении фанатов и электронные часы, и компьютер, и СМС, и почта. Однако отдельные голубеводы нет-нет да и используют старенькие голубиные часы, потому что это часть истории, которую невозможно отделить от истории голубей.