издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Газпром может к нам присоединиться или нет»

Иркутская область ищет альтернативные ресурсы для газификации

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Обоснование инвестиций в газификацию южных районов Иркутской области – главный документ, способный повлиять на сроки освоения крупнейшего в регионе Ковыктинского месторождения. Приблизить или отодвинуть их. В ожидании результатов этой работы правительство региона заподозрило институт «Газпром ВНИИГАЗ» в использовании некорректных данных и предложило взамен свои варианты. Если «Газпром» не прислушается, пригрозили в «Сером доме», область закажет аналогичное исследование другому «уважаемому институту». В крайнем случае регион будет готов «собрать эти 4, 5–7 млрд. кубометров в год» с других недропользователей – «Роснефти», «Петромира», ИНК, «Дулисьмы».

Газификация Иркутской области (несмотря на то что в этой теме последние годы не происходило ничего существенного, кроме прихода «Газпрома» на Ковыкту и банкротства бывших операторов) продолжает волновать общественность. На соответствующий круглый стол в Общественную палату региона пришли депутаты, чиновники, промышленники, журналисты. В общем, все, кроме хэдлайнера встречи – генерального директора ООО «Газпром добыча Иркутск» Андрея Татаринова, чьё выступление было запланировано в программе. Оттого солировать пришлось зампреду правительства Иркутской области Максиму Безрядину. Он, следуя обычаю, выступил «как эксперт» и сообщил подробности, о которых, по его словам, до сих пор мало кто знал. 

«Газ Ковыкты от имени администрации Иркутской области я уже один раз пытался продать. Это было ровно двенадцать лет назад, – начал Безрядин. – Я участвовал как уполномоченный представитель на переговорах с потребителями газа – китайской государственной компанией CNPC и корейской госкомпанией COGAS. Два года я участвовал в этих переговорах, которые проходили в Москве, Иркутске, Пекине, Токио, Сеуле. Словом, хорошо поездили, где-то даже было весело. Но в итоге газ мы не продали». Зампред добавил: «Как сейчас помню фразу руководителя китайской делегации, который повторял: «Как можете вы, богатые русские, заставлять бедных китайских крестьян платить такую высокую цену за ваш газ?» Цена, которую хотела Иркутская область, составляла 112 долларов за тысячу кубов. Цена, которую предлагали китайцы, – 83-84 доллара. Разница была небольшая, теперь, отметил Безрядин, она возросла. «То, что Россия предлагает китайцам, – это уже порядка 400 долларов за тысячу кубов. Китайцы готовы платить максимум 200–250 долларов. Плюс изменился и клиент. Китайцы теперь нигде не говорят, что они бедные крестьяне», – полагает чиновник.

От истории вопроса Безрядин перешёл, по его выражению, к теории. Газификация Иркутской области в корне отличается от газификации населения любого региона в центральной части России, где месторождения давно разработаны, а газопроводы были построены ещё в советское время. То есть для них газификация – это стоимость подключения к магистральному газопроводу. А для Приангарья сюда входят доразведка месторождения, проектные документы, строительство магистрального трубопровода и газораспределительной сети, бурение. «Всё это стоит колоссальных денег. Для неспециалистов напомню: стоимость скважины (глубина по стволу около 3 тысяч метров) от 150 миллионов рублей и выше. Традиционно цена бурения у «Газпрома», я мягко скажу, немного выше, чем на рынке, – отметил Безрядин. – Вопрос к общественности: кто должен заплатить за газ?» Общественность на это промолчала. «Ну ладно, отвечу. Мы с вами должны заплатить, население Иркутской области, каждый, кто здесь присутствует, и каждый, кто не присутствует. Никто газ бесплатно нам не поставит. Иными словами, вопрос газификации Приангарья не политический, а коммерческий. Так что газификация зависит прежде всего от того, будут ли промышленные потребители платить за газ. И только после этого можно рассматривать население», – сказал зампред и перешёл к «подробностям, которые мало кто знает».

Внутри «Газпрома», продолжил Безрядин, существуют диаметрально противоположные точки зрения на дальнейшую судьбу Ковыкты. Первая группа специалистов говорит, что Ковыкта – стратегический резерв монополии. И пока не найдётся рынок на 30–40 млрд. кубов, трогать её нецелесообразно, преступно. Вторая, малочисленная группа специалистов полагает, что если в Иркутской области существует коммерческий спрос на газ, позволяющий рентабельно добывать его, то ничего страшного не будет, если Ковыкту «немножко распечатать». «Но мы видим, что пока преобладает мнение первой группы, – заключил спикер. – «Газпром» по-прежнему крайне невнятен относительно своих планов по Ковыкте. Будем разрабатывать? Наверное. Когда? Попозже, может быть, в 2017 году, может, в 2022-м. Никогда «Газпром» не отвечал однозначно. И в ближайшее время не ответит, пока не закончит обоснование инвестиций».

Документ, который разрабатывает проектно-изыскательский институт «Газпром ВНИИГАЗ», – это то, что может впервые внести ясность в сроки промышленного освоения Ковыкты. Однако у правительства региона возникли претензии к данным, на которые опирается подрядчик. «Выяснилось, что общий объём потребления газа в Иркутской области в институте оценивают в 2–2,5 миллиарда кубометров. За такой объём «Газпром» пальцем не пошевелит. А если и пошевелит, то стоить газ будет, как сбитый «Боинг», – полагает чиновник. Оказалось, низкая, по мнению «Серого дома», цифра появилась благодаря тому, что из 30 потенциальных потребителей газа ответили чуть меньше трети. «Например, в АНХК сообщили, что не могут предоставить данные по перспективам потребления газа, поскольку у компании отсутствует соглашение о конфиденциальности с «Газпромом». «Саянскхимпласт» не ответил. «Иркутскэнерго» сообщило только потребность в газе для перспективной правобережной ТЭЦ в Иркутске. Институт такая позиция устроила: не хотите – не надо», – отметил Безрядин. Теперь в регионе ждут приезда главного инженера проекта от института. Если этого так и не случится, вопрос о качестве работ чиновник пригрозил вынести на заседание рабочей группы в марте.

Параллельно правительство рекомендовало «Газпрому ВНИИГАЗ» рассмотреть другие сценарии. Согласно первому, к 2020 году регион способен будет потреблять до 4,5 млрд. кубометров. По второму варианту к 2022 году этот объём может вырасти до 7,5 млрд. кубов. Кроме того, отметил Безрядин, в качестве альтернативы предлагается «прямая» трасса газопровода Ковыкта – Жигалово – Ангарск. Причём Саянск в обиде не останется: для транспортировки газа можно будет использовать этиленопровод, уверен Безрядин. «Обозначив эти позиции, мы ждём завершения обоснований инвестиций проектного института. На тот случай, если «Газпром» не станет считать наши варианты, закажем научно-исследовательскую работу по дальнейшему развитию нефтегазовой промышленности в Иркутской области, нефтегазопереработки и нефтегазохимии, – сказал Безрядин. – Постараемся сделать так, чтобы автором этой работы был уважаемый институт, подразделение Академии наук, чтобы перед президентом было не стыдно положить сразу два документа – обоснование инвестиций «Газпрома» и наш документ».

На крайний случай у Иркутской области есть ещё один сценарий – «собрать эти 4,5–7 млрд. кубометров в год с других поставщиков». «Правительство региона будет делать газификацию. Пусть это будет дороже, позже, но мы это обязательно сделаем. У нас полно для этого ресурсов: источники природного и попутного нефтяного газа имеются у ИНК, «Дулисьмы», «Петромира», «Роснефти», – сказал Безрядин. Ещё «плюсы» – две готовые площадки под строительство газоперерабатывающих производств в Ангарске и Саянске, а также действующий элемент инфраструктуры – недозагруженный этиленопровод от Ангарска до Саянска. «Газпром может к нам присоединиться или не присоединиться», – подчеркнул Безрядин.

С тем, что у региона достаточно потенциального внутреннего спроса, согласились участники круглого стола. Как сказал генеральный директор ОАО «Саянскхимпласт» Николай Мельник, его предприятие уже готово «забрать» 100 млн. кубов газа. В дальнейшем объём увеличится, если построить газоперерабатывающее производство, в проектирование которого СХП уже вложил 1 млрд. рублей. Кроме того, газ потребуется и для собственной газотурбинной электростанции (рассматривается как альтернатива нынешним энергоисточникам). Вместе с СХП газ, добавил Мельник, ожидает завод компании «Кнауф», работающий теперь на привозном газе. Главный специалист Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН Лев Платонов подтвердил, что потенциальные промышленные потребители у ковыктинского газа есть. По расчётам института, внутренний спрос Иркутской области может составить около 7 млрд. кубометров. Так, от Ковыкты до Саянска потребность оценивается в 0,25 млрд. кубов. На Саянский газоперерабатывающий и Саянский газохимический заводы уйдёт ещё 0,6 млрд. кубов. На АНХК и Ангарский завод полимеров потребуется 4,7 млрд. кубов, а на Ангарский азотно-туковый завод – 0,65 млрд. Завершает цепочку потребителей внутри региона «Иркутскэнерго» с 0,6 млрд. кубометров. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры