На пересечении интересов
Депутаты инициируют разработку программы строительства путепроводов
С начала года на территории Иркутской области произошло три ДТП на железнодорожных переездах. В то время как за весь 2012 год зарегистрировано восемь происшествий, а годом раньше аварий на пересечении железной и автомобильной дорог было вдвое меньше. Статистика свидетельствует о том, что в нашем регионе не всё благополучно с безопасностью на дорогах вообще и на железнодорожных переездах в частности.
Вопросом, как сделать железнодорожные переезды безопаснее, задались участники круглого стола, который состоялся на прошлой неделе в Законодательном Собрании области. В разговоре приняли участие председатель областного парламента Людмила Берлина, депутаты, руководство Восточно-Сибирской железной дороги, сотрудники полиции и прокуратуры.
Начальник ВСЖД Василий Фролов вспомнил самое крупное происшествие на переезде в нынешнем году, когда лишь по счастливой случайности дело обошлось без жертв. 22 января из-за столкновения с грузовиком на переезде в Нижнеудинском районе с рельсов сошёл пассажирский поезд, следовавший из Абакана в Иркутск. Начальник ВСЖД отметил, что виновниками аварии в этом случае, как и в большинстве других, стали водители автотранспорта.
В нашем регионе расположено 146 железнодорожных переездов, 27 из них находятся под охраной, 17 имеют федеральное значение. «Сегодня все переезды главных дистанционных путей освещены, оборудованы переездной системой сигнализации. Все охраняемые переезды имеют дополнительные устройства – заградительные барьеры», – отчитался Василий Фролов. Однако специалисты утверждают, что не все переезды, которые используют водители автотранспорта, легальны. «Многие располагаются в не разрешённых для пересечения путей местах. Такие объекты не числятся ни на чьём балансе, – рассказала сотрудница Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Елена Вяткина. – Чаще всего несанкционированными переездами пользуются предприниматели, которые перевозят через железнодорожные пути продукцию. Когда переезд закрывается как нелегальный, мы получаем многочисленные жалобы от предпринимателей».
Участники обсуждения пришли к выводу, что одним из решений проблемы может стать строительство автомобильных путепроводов и объездных автомобильных дорог вместо действующих переездов. И в области имеются положительные примеры. Путепровод построен в районе железнодорожной станции Глубокая (участок Иркутск – Слюдянка). Сейчас на этом же участке Восточно-Сибирской железной дороги решён вопрос о строительстве нового путепровода в посёлке Култук. Депутат Тимур Сагдеев активно отстаивал интересы жителей своего избирательного округа и добивался строительства путепровода в городе Нижнеудинске. Парламентарий рассказал, что успеха удалось достичь благодаря своевременной подготовке проекта и поддержке ВСЖД.
Строительство путепроводов – нужное дело, но его финансирование не могут на себя взять только местные власти и железная дорога. Участники обсуждения сошлись на том, что региональной власти необходимо выработать механизмы привлечения к решению проблемы областных и федеральных средств. Тимур Сагдеев снова привёл в пример Нижнеудинск. «Годовой бюджет города – 100 миллионов рублей, а строительство переезда обошлось в 240 миллионов. Очевидно, что муниципалитет не в состоянии профинансировать такой затратный объект», – отметил депутат.
Заместитель председателя областного парламента Геннадий Нестерович предложил направлять на возведение путепроводов средства дорожного фонда и проекта «Народные инициативы». «Дорожный фонд вырос в размере в несколько раз, на «Народные инициативы» планируется около миллиарда рублей. Значит, появилась возможность на эти деньги готовить проектно-сметную документацию», – сказал парламентарий. Василий Фролов выступил с инициативой разработать долгосрочную целевую программу, в которую были бы включены проекты строительства путепроводов, предполагающие совместное финансирование.
Стоит отметить, что депутаты областного парламента раньше уже выходили на федеральный уровень с предложением создать федеральную программу по безопасности и строительству путепроводов. В ближайшее время парламентарии области намерены выработать рекомендации по решению проблемы и направить их правительству региона.
Завершая заседание, Людмила Берлина отметила, что все присутствующие понимают: в одночасье эту комплексную проблему, требующую активной деятельности всех участников, не решить. «Площадка парламента предоставляет возможность органам исполнительной власти опереться на наработанный материал и принимать управленческие решения. И, пожалуй, сегодня мы даём старт очень серьёзной и долгосрочной работе», – заключила Людмила Берлина.