Газофикция или газификация
Ответить пытались эксперты ТЭК Иркутской области
«Распечатать немного Ковыкту» для газификации Иркутской области просят региональные власти у «Газпрома». До сих пор компания не шла на это: нет рынка сбыта газа, а значит, не окупятся затраты в освоение месторождения. Сейчас регион предлагает монополисту бюджетный вариант газификации: построить трубу от Ковыкты до Ангарска, исключив из цепочки Саянск. Но даже если свежие и не очень идеи отклика не найдут, Приангарье «всё равно будет делать газификацию». Уже – без «Газпрома». Как у регионального проекта открывалось второе дыхание – в материале «СЭ».
Слабое саянское звено
Осенью 2012 года «Газпром» объявил о смене приоритетов: ресурсы Ковыктинского месторождения в Приангарье назвал стратегическими запасами компании, но осваивать всё же решил Чаяндинское, что расположено в соседней Якутии. Именно через Якутию и будет уходить «Сила Сибири» – новый магистральный трубопровод, начать строительство которого решил «Газпром».
После этих событий в Приангарье даже самые отъявленные оптимисты расстались с мыслью погреться хоть когда-то у огонька ковыктинского газа. На этой неделе зампред регионального правительства Максим Безрядин попытался вернуть надежду на то, что мечты имеют свойство сбываться. Выступая на заседании Общественной палаты, чиновник рассказал о непростых взаимоотношениях Иркутской области с газовым монополистом, который «крайне невнятен относительно своих планов по Ковыкте».
«Подробности, которые сегодня мало кто знает: внутри «Газпрома» существуют две диаметрально противоположные точки зрения на судьбу Ковыкты», – сообщил Безрядин. Группа экспертов компании считает, что трогать стратегическое месторождение пока нет смысла, нужно искать рынок сбыта под газ – 30–40 млрд. кубометров в год. Более лояльно настроена вторая группа экспертов: если в Иркутской области существует коммерческий спрос, позволяющий рентабельно добывать газ пока лишь для местного рынка, то ничего страшного не случится, если Ковыкту «распечатать». Сторонников такой позиции в «Газпроме» сегодня меньшинство.
Однако на эту мысль уповает регион. В официальном письме к президенту компании Алексею Миллеру губернатор Сергей Ерощенко предложил начать освоение Ковыкты не позднее ближайших пяти лет – до 2017 года. Естественно, обеспечить рынок даже вполовину от заявленного «Газпромом» в пределах Иркутской области невозможно и по сей день. Но чтобы проект был «коммерческим», регион предлагает газовой компании как вариант сэкономить на инфраструктуре, сократив тот проект маршрута трубопровода по территории области, который сегодня принято считать утверждённым. Речь идёт о маршруте «Ковыкта – Жигалово – Саянск – Иркутск». По словам Максима Безрядина, правительство Приангарья направило предложение по альтернативному варианту трассы – «Ковыкта – Жигалово – Ангарск» – в структуру «Газпрома».
Чиновники рассчитывают: сокращение затрат «Газпрома» на ковыктинский проект, которому пока, очевидно, если и быть, то лишь в региональном масштабе, позволит сдержать тариф на газ для местных потребителей в этих же самых региональных масштабах. Ведь строить ветку до Саянска «Газпром» планировал с перспективой прокачки по трубе 30–40 млрд. кубометров на экспорт. Пока возможности подключать Саянск к единой газовой системе страны нет: «Газпром» так и не договорился с Китаем по цене на газ. Значит, все затраты монополиста по большому ковыктинскому проекту (проектирование, строительство трубы, доразведка месторождения, эксплуатационные операции), если он стартует в таких условиях, войдут в цену для потребителей Иркутской области.
Стоит заметить, что ещё в 2008 году Ангарск и Саянск рассматривались как две возможные площадки под развитие нефтегазохимии. Предпочтение в итоге было отдано последней, что отразилось в документах – программе и генсхеме газоснабжения и газификации. По мнению Безрядина, при коротком маршруте трубопровода продукцию в Саянск для производства всё-таки можно поставлять из Ангарска – с дочернего предприятия «Роснефти». «Прямую трассу в Ангарск можно и нужно делать под те потребности, которые мы сейчас имеем. Саянск при этом в обиде не останется», – обещает Максим Безрядин.
Естественно, в успехе такой идеи засомневались представители «Саянск-химпласта» – главного регионального интересанта в ковыктинском проекте. На протяжении всего времени существования проекта, начиная с периода, когда собственником Ковыкты была компания «РУСИА Петролеум», саянское предприятие заявляло наибольшие в Приангарье объёмы промышленного потребления газа. Поэтому инициатива, озвученная Безрядиным, гендиректора СХП Николая Мельника задела за живое: «Проект саянского комплекса газопереработки (планировалось создать на базе СХП. – «СЭ») прошёл экспертизу в «Газпроме». С учётом их замечаний мы откорректировали объём потребления с 4,5 до 9 миллиардов кубометров! «Газпром» рассчитывает на этот показатель в будущем. Передача сырья в Саянск для переработки – самый реальный проект. На нём надо остановиться. Его надо продавливать».
Для пущей убедительности Николай Мельник напомнил, что СХП «купился на проект» газоснабжения и несколько лет назад вложил почти миллиард рублей в проектирование нового производства и начало строительства: «Фундаменты трёх корпусов стоят и ждут, когда на них положат кирпич». Купилась и фирма «Кнауф», уже построившая свой завод по выпуску гипсокартонных плит в Нукутском районе и теперь работающая на привозном газе.
Желание СХП получать сырьё напрямую с месторождения, а не через Ангарск объясняется ещё и опасениями руководства предприятия, что в противном случае Ангарский завод полимеров (в составе АНХК, который принадлежит «Роснефти») может наладить собственный выпуск химпродукции и зайти на рынок, занятый СХП. При этом не исключено снижение поставок сырья из Ангарска в Саянск. Зампред правительства поделился на этот счёт своим экспертным мнением: «Роснефть едва ли соберётся строить хлорное производство. ПВХ всегда будет в Саянске. А этилена хватит на всех – и на производство полиэтилена, и на ПВХ».
Но позицию Мельника разделили ещё несколько участников дискуссии – мэр Саянска Михаил Щеглов и Алексей Соболь, экс-директор «Восточно-Сибирской газовой компании», которая в бытность «РУСИА Петролеум» выступала оператором проекта газификации и газоснабжения Иркутской области. Они уверены, что саянский вариант оптимальный и уже готов к реализации. «В своё время региону пришлось убеждать нового собственника Ковыкты – «Газпром» в том, что обходить город нельзя. Теперь мы идём по тропам, которые уже когда-то торились», – замечает Соболь.
«Но дайте газ!»
Опять же, чтобы ковыктинский проект оказался коммерческим для «Газпрома», а тарифы на газ в Приангарье – приемлемыми для населения, правительство решило уточнить объёмы возможного потребления газа местными потребителями. В первую очередь – промышленными предприятиями.
Максим Безрядин сообщил, что «Газпром» уже подобную работу ведёт. Специалисты НИИ Газдобыча (100% «дочка» «Газпрома»), занимающиеся обоснованием инвестиций газификации южных районов Иркутской области по заказу монополиста, даже побывали в Приангарье. Объём потребления внутри региона они оценили в 2,5 млрд. кубометров.
«Ради этого объёма «Газпром» даже пальцем не пошевелит. А если пошевелит, то газ будет стоить, как сбитый «Боинг». И никому не будет нужен», – говорит Безрядин.
Тем не менее в правительстве области уверены, что оценка эта необъективная, просто НИИ не увидел всех потенциальных потребителей. Опрошено институтом было около 30 юрлиц, данные представили из них 20–25%. О своём потенциальном «аппетите» отказалось говорить ангарское предприятие «Роснефти», сославшись на отсутствие между ним и «Газпромом» соглашения о конфиденциальности. СХП не предоставил никакого ответа. «Иркутскэнерго» подтвердило потребность в газе только по перспективной в далёком будущем Правобережной ТЭЦ в Иркутске – 400 тыс. кубометров в год. «НИИ такая позиция устроила. Но если предприятия не дали информацию, это не значит, что нет спроса. Почему не обратились к нам? Мы бы их за ручку и со всеми свели», – говорит иркутский чиновник.
Сейчас НИИ готовит окончательную оценку по объёмам возможного потребления газа, а правительство рассчитывает успеть за это время выполнить свою исследовательскую работу – по перспективам создания и дальнейшего развития нефтяной, газовой промышленности области, нефтегазопереработки, нефтегазохимии. Безрядин предполагает, что Приангарье может потреблять от 4,5 до 7,5 млрд. кубометров в год. Подтвердить эту точку зрения должен «уважаемый и авторитетный» НИИ, ему правительство и хочет заказать исследование. По задумке Безрядина, Иркутская область не останется «один на один с мнением проектного института». На стол Миллеру лягут сразу два документа.
Несколько удивила такая ситуация местных наблюдателей и экспертов. Дело в том, что в 2006 году в Иркутской области уже была подготовлена, а в 2009 году уточнена генсхема газификации и газоснабжения региона. Согласно старому варианту документа, газификации подлежали 899 населённых пунктов, расположенных в 32 районах. Газом планировалось обеспечить около 2 млн. человек. Перспективный объём потребления голубого топлива в Иркутской области, с учётом базовых потребителей, оценивался в 5 млрд. кубометров.
«Конечно, время идёт, меняются потребности, но ведь не настолько. Рынок уже был исследован. Более того, были заключены предварительные юридически обязывающие договоры с компаниями-потребителями. Может, использовать массив информации, который уже есть?» – предложил Алексей Соболь. Так, в 2004 году ВСГК и СХП подписали договор о поставке к 2009 году в Саянск 2,5 млрд. кубометров газа – для первой очереди газопереработки.
А все документы, подготовленные по ковыктинскому проекту в ВСГК, перешли «Газпрому», когда тот стал новым собственником месторождения. Очевидно, внутренняя политика «Газпрома» не позволяет прибегнуть к актуализации материалов сейчас.
По подсчётам главного специалиста Института систем энергетики им. Мелентьева Льва Платонова, химическое производство в Ангарске может использовать 4,7 млрд. кубометров газа в год. «Нет проблемы – куда девать газ. Есть просто нежелание осваивать месторождение», – считает эксперт.
«Саянскхимпласт» также обозначил свою актуальную позицию: даже если не будет поставок этилена, уже сейчас предприятие готово взять 100 млн. кубометров для печей пиролиза, а также для газотурбинной станции, строить которую планирует. «Цены на электроэнергию для нас велики, поэтому срок окупаемости газовой станции становится нормальным – 5-7 лет. Потребление тогда составит 750 млн. кубометров. Но дайте газ!» – заявил Мельник.
Нефтегазохимия в тумане
Обеспечить рост внутреннего спроса в масштабах, интересных «Газпрому», может газохимия. Это за аксиому принимают и региональные эксперты ТЭК, и местные политики.
«У нас можно организовать три крупные товарные позиции: пластмасса (ПВХ и полиэтилен), удобрения (карбонит), различные виды топлива (газ метан, сжиженный природный газ, сжиженный пропанбутан, искусственное дизтопливо)», – сообщил Безрядин. Если, теоретически, удастся наладить таким образом рынок сбыта ковыктинского газа, придётся решать другую проблему – со сбытом продукции газохимии. Внутреннее потребление пластмассы небольшое – только для ПВХ. Рынок для полиэтилена надо искать, для удобрения – тоже. Внутренний рынок по нему невелик и мало платёжеспособен, надо выходить на Китай, Пакистан, Индию. Экспорт топлива обойдётся дорого: ближайший мировой рынок находится в трёх тысячах километров по железной дороге.
Лев Платонов и вовсе перспективы сбыта подобной продукции видит туманными. После вступления России в ВТО ценовая конкурентоспособность химпродукции на внутреннем рынке снижается. Рентабельность производства в 2006 году составляла 12%, в 2011-м – уже 9%. К 2015 году, прогнозируют эксперты Института систем энергетики, химкомплекс страны станет убыточным. В том числе и для предприятий Иркутской области. «Если не начнём модернизацию своего производства, будем самыми отсталыми. А при этом на внутреннем рынке – дефицит. В 2,6 раза возросло у нас потребление продукции химпроизводств. Само производство увеличилось лишь в 1,9. Импорт сейчас – более 40%», – говорит Платонов.
В Иркутской нефтяной компании год назад также изучали рынок по сбыту продукции нефтегазохимии, чтобы при удачной его оценке наладить производство. Увы, пристроить продукцию – пропанбутан, получаемый из попутного нефтяного газа, – оказалось нелегко. Первоначально выстроилась большая очередь потенциальных покупателей, но когда ИНК приступила к коммерческим переговорам, когда зашла речь о цене на продукцию, очередь убавилась на 99%.
Таким образом, и нефтегазохимическая отрасль в Приангарье может быстро обеспечить рентабельность ковыктинского проекта – пока не решит свои собственные проблемы. Николай Мельник считает, что проекты в этой отрасли не могут стать сразу же окупаемыми. Необходимо дать время, чтобы новые предприятия вышли на рынок, обеспечили себя клиентами. Это и нужно донести до «Газпрома», считает гендиректор СХП. «На определённом периоде нести затраты должен «Газпром». Лишь только потом придёт окупаемость. И мы должны показывать зубы, должны на этом настаивать», – заявил Мельник.
«Мы всё равно будем делать газификацию»
В марте 2013 года в Иркутске должно состояться первое при новом губернаторе заседание рабочей группы, в сфере её ответственности – вопросы газоснабжения и газификации. В составе группы – чиновники Иркутской области. Подтвердили своё участие в рабочей группе сейчас и представители «Газпрома».
На мартовском заседании планируется среди прочего детально обсудить и ситуацию с посёлком Жигалово, жители которого к слову «газификация» уже почти привыкли, но так и не поняли, о чём идёт речь. Населённому пункту суждено было стать стартом проекта газификации. Сегодня здесь же и финиш проекта. В посёлке работают на газе (привозном) лишь несколько муниципальных котельных. Трубопровод, который должен был соединить Жигалово с Ковыктой, пока не пригодился.
«Посёлок полностью готов, чтобы отапливаться газом. Понятно, что для «Газпрома» конкретно этот проект коммерческим не будет. Но кто-то должен покрыть убытки по цене за газ. Население это не сделает. На недавней встрече губернатора с Миллером был поставлен такой вопрос. Миллер согласился. Не определены только сроки газификации. Нам бы хотелось быстрее, но у «Газпрома» свой темп движения – очень неторопливый», – сообщил зампред.
В Иркутской области объявили, что будут ждать заседания рабочей группы, чтобы объясниться с «Газпромом», но готовятся и к диверсификации планов – во имя газификации. По словам Максима Безрядина, правительство «будет делать газификацию» – с «Газпромом» или без него. В последнем случае планируется использовать ресурсы других месторождений – «Петромир», «Роснефть», ИНК, «Дулисьма».
«Регион может избежать монопольной ситуации на рынке поставок газа. У нас полно ресурсов. Мы соберём эти 4,5 или 7 миллиардов кубометров. Пусть это (газификация. – «СЭ») будет позже, дороже, но мы это сделаем», – пообещал чиновник.
Идея использовать малые месторождения для Приангарья также не нова. Эксперты ТЭК неоднократно предлагали подробнее остановиться на ней из-за неопределённости с Ковыктой. Региональная программа газификации тоже основана на этой идее. Для юга Приангарья предполагалось использовать в основном небольшое месторождение Чиканское (владеет «Газпром добыча Иркутск»), которое по большому счёту является частью Ковыкты. Противной точки зрения по идее малых месторождений до сих пор не возникало. Разрушил мифы о возможности газифицировать малыми силами Сергей Беляев, гендиректор компании «Брайнсиб», проработавший пять лет на Ковыктинском месторождении. «В тот период, когда на Ковыкте начинались работы, Чикан (с запасами С2) не рассматривался серьёзно. Скважины для добычи здесь даже не планировались. Сегодня позиция «Газпрома» – месторождение может выглядеть самостоятельным. Чиканское глазами инженера – это политическая номинанта для «Газпрома». Разрабатывать его есть смысл только в комплексе с Ковыктой. Иначе, если «Газпром» останется при своей позиции, нам следует понять: рака заводят за камень», – объявил Сергей Беляев.
Он объяснил, что теоретически на объекте можно выделить залежи по категории С и С1, а также разместить порядка 30 скважин. Но, по оценкам геологов, у Ковыкты и Чикана залежь общая, а Чикан – лишь маленькая часть стратегического объекта. Поэтому чиканского газа для регионального проекта может хватить всего лишь на четыре года при потреблении 7,5–8 млрд. кубометров. Понятно, что строить на короткий период комбинат по газохимическому производству смысла нет.
Существует и другой риск: если «Газпром» всё же начнёт в ближайшем будущем осваивать свои стратегические запасы, будет добывать газ с Ковыкты, то добычная способность Чикана упадет ещё больше от того, что имеется на сегодня. «Малые месторождения, которые можно отнести к Южному центру газоснабжения, в общей сложности дадут нам 40 миллиардов кубометров газа. Опять – мало. Без Ковыкты, без её старта никак не обойтись. Малые могут быть лишь дополнением», – делятся выводами эксперты.