Атака на «нахаловки»
Власти Бурятии ищут способы борьбы с самозахватом земли под строительство
В Улан-Удэ с каждым месяцем увеличивается число незаконных построек. Самовольные жилые дома, кафе, магазины, киоски и гаражи заполонили окраины столицы Бурятии. Более того, самострой появляется даже в центральной части города. В начале месяца за зданием Государственного театра оперы и балета снесли деревянный самострой, который мешал реконструкции театра несколько лет. Сложнее всего ситуация в Советском районе, здесь только в прошлом году было выявлено 130 новых самовольных построек.
Улан-удэнские деревни
В столице Бурятии с начала 2000-х остро стоит вопрос самовольного захвата земли. С каждым годом ситуация осложняется. На сегодняшний день, сообщили в администрации Улан-Удэ, в городе насчитывается более семи тысяч зданий, которые появились незаконно. Самовольные жилые частные дома, гаражи, магазины и киоски в плотном кольце держат весь город. Более 3,5 тысячи зданий расположены в зонах ограничения жилищного строительства. Возводить здесь дома опасно из-за весенних паводков и оползней.
Октябрьский район города больше остальных облюбован захватчиками. Только по официальным данным, тут расположено свыше трёх тысяч самовольных строений. В начале нулевых на окраинах города стали появляться целые микрорайоны. Частные жилые дома люди, как правило, приезжие из сёл республики, возводили быстро, соседи держались друг друга, помогали в обустройстве новым незаконным владельцам земли. Такие «улан-удэнские деревни» в народе прозвали «нахаловками». После того как процесс строительства и обустройства на новом месте у большинства захватчиков подходил к концу, новоиспечённые улан-удэнцы начали обращаться в мэрию за помощью в оформлении необходимых документов. Именно тогда раскрылся весь масштаб явления. Десятки тысяч человек проживали в своих домах долгие годы незаконно.
По информации министерства имущественных отношений и земельных отношений Республики Бурятия, в регионе разработаны различные варианты легализации жилых самоволок. Основной из них – создание дачных и садовых некоммерческих партнёрств на новых участках в Иволгинском районе. Так, из 3013 самоволок, расположенных в Октябрьском районе, 2323 строения можно узаконить таким образом. Для этого власти города предлагают организовать ДНП или СНП и перенести свои дома на другие земельные участки. Не все владельцы самоволок согласны с таким предложением, переговоры длятся годами.
Подобная картина складывается в Советском районе Улан-Удэ. Здесь, по данным 2012 года, расположено 2576 самоволок, большую часть – 1756 домов – в мэрии предлагают перенести также в соседний Иволгинский район после создания на участках ДНТ. В администрации города добавили, что в Железнодорожном районе – это практически центр города – 880 строений никуда переносить не станут, их легализуют после того, как будут созданы дачные некоммерческие товарищества. В Улан-Удэ уже создано 23 ДНТ. В этих товариществах право собственности жители смогли оформить на 1153 постройки. Город обрастает частным сектором.
В мэрии подчёркивают: не все дома можно зарегистрировать. Так, получить официальные документы могут только те, кто проживал в своих самоволках десятилетиями. Причём речь идёт только о тех участках, которые пригодны для проживания. Сотни зданий в Улан-Удэ определены под снос.
Захватчик-террорист
Несмотря на то, что различные программы по работе с самовольными постройками в городе действуют ещё с 2002 года, в Улан-Удэ продолжается незаконное строительство. По данным региональных судебных приставов, только в Советском районе в 2012 году появились 130 новых нелегальных построек. В мэрии отметили, что захват земель продолжается из-за фактической безнаказанности. Так, из направленных 166 исполнительных листов об освобождении земельных участков судебными приставами фактически не исполнено ни одно. Как пояснили в УФПСС РФ по Республике Бурятия, вопрос решения проблемы сноса самовольно возведённых строений упирается чаще всего в финансовую сторону. Снос только одного небольшого частного дома обходится не менее чем в сто тысяч рублей. Порой сумма доходит до 700 тысяч. Даже если вынесено судебное решение о сносе дома, киоска или гаража, возникает вопрос средств. «Мы либо предлагаем взыскателю найти эти средства с последующим возмещением за счёт должника, либо ставим вопрос перед федеральным бюджетом», – пояснили в региональном УФПСС. При этом деньги из федерального бюджета выделяются «крайне редко».
Порой, чтобы получить средства на снос здания, уходят годы. Владельцы самоволок превращаются в настоящих террористов, которые готовы с оружием отстаивать свои владения. Так произошло два года назад при сносе цветочного магазина «Жасмин». Владелец магазина сначала отказался пускать судебных приставов в здание, закрывшись изнутри. А затем заявил, что готов взорвать себя и магазин при помощи газовых баллонов. В итоге снос незаконного строения превратился в яркое действо с пикетчиками и оппозиционерами. Громкий скандал длился несколько месяцев. Магазин в итоге снесли, счёт был позже предъявлен владельцу «Жасмина».
Существует ещё одна причина, по которой строения не сносят длительное время, – приставы не могут найти их владельцев. Здания без всяких документов сдаются в аренду, перепродаются. Если на собственника выйти удалось, он, как правило, начинает долгие судебные тяжбы в свою защиту. Так, владелец небольшого деревянного барака, который находился за Государственным театром оперы и балета и мешал реконструкции старинного здания, неоднократно обращался в суд по поводу действий судебных приставов. Здание всё это время было нежилым, даже окна в нём были заколочены досками. Все суды владелец проиграл, ему пришлось заплатить за снос незаконного строения.
Дом в особой зоне
Самовольные постройки появляются и в особых рекреационных зонах. В посёлке Верхняя Берёзовка всего за несколько лет появилось более 500 незаконных жилых участков. Земля в этом районе Улан-Удэ федеральная, муниципальные и областные власти никак не могут повлиять на её массовый самозахват, пока не вмешаются федералы. В мэрии сообщили, что власти города неоднократно поднимали вопрос о передаче земли в собственность столицы республики. Однако должного ответа получить не удаётся уже несколько лет.
Пока единственное, что грозит самовольщикам, – это предписания и штрафы со стороны государственного земельного контроля Росреестра. Физические лица могут получить штраф в 500 рублей, юридические – 10 тысяч. За неисполнение предписания установлен штраф в 300 рублей. Подобные суммы не останавливают жителей: они строят свои дома в особой рекреационной зоне. При этом Росреестр не может даже обратиться в суд. Таким правом обладают только те лица, которым мешают самовольщики. В региональной службе судебных приставов признали, что о незаконных постройках, как правило, сообщают соседи, которым мешают самоволки.
В пресс-службе региональных судебных приставов добавили, что даже половина исполнительных производств, связанных с самовольными постройками в Улан-Удэ, не была в 2012 году завершена. Финансовый вопрос, поиск собственников и бесконечные судебные тяжбы тормозят процесс наведения порядка в городе.