«Дело» художника Турчанинова
Выставка художника Петра Турчанинова «Гений из Сибири», недавно открывшаяся в музейной студии краеведческого музея, – явление уникальное для иркутской художественной ситуации. Талантливый автор, обруганный ещё в 60-е годы прошлого века коллегами по цеху, перестал показывать свои картины кому бы то ни было. В 2009 году, после его смерти, всё наследие Турчанинова чуть не погибло. А когда было спасено случайным коллекционером, оказалось, что имя Петра Турчанинова является одним из самых значительных в иркутском изобразительном искусстве за последние сто лет.
– Когда я увидел эти картины впервые, передо мной лежала гора грязных, покоробившихся холстов, картона и бумаги. И это были работы Петра Андреевича Турчанинова. Практически все произведения, за исключением нескольких ученических, никто не видел, – рассказывает иркутский коллекционер, собиратель антиквариата Максим Крылов. – Я привык спасать иконы, антиквариат, поэтому, когда увидел эту коллекцию, в первую очередь подумал о том, что её нужно восстановить.
О художественных достоинствах произведений судить было сложно – во-первых, потому что любитель старины не имел соответствующей компетенции, а во-вторых, разглядеть истинную красоту произведений, находящихся в столь ужасающем состоянии, просто не представлялось возможным.
– Многие в художественной среде Иркутска думали, что Турчанинов уже давно ничего не пишет, потому что его работ никто не видел на протяжении нескольких десятилетий, – рассказывает иркутский искусствовед, член Ассоциации искусствоведов и художественных критиков, член Союза художников России Татьяна Ларёва, которую Максим Крылов пригласил для художественной оценки произведений. – Когда я увидела их впервые, сквозь слой пыли с трудом можно было различить удивительные по красоте живописные тематические композиции, портреты, пейзажи. Именно они, выполненные на небольших картонных листах, потрясали своей драгоценной живописностью.
Для восстановления работ художника были привлечены лучшие реставраторы Иркутска, которые кропотливо, буквально по сантиметру, расчищали живописную поверхность, восстанавливали утраты красочного слоя, «залечивали» царапины и кракелюры. Сами же холсты, как рассказывают реставраторы, представляли собой печальное зрелище: по краям виднелись разрывы, дыры от гвоздей, а само полотно часто было сшитым из нескольких полос. Видимо, художник не имел средств и возможности использовать качественные материалы для своего творчества. Так, например, целая серия работ была написана маслом на обороте картонных папок с надписью «Дело», выпускавшихся в советские годы в огромном количестве. В общей сложности реставрация заняла более двух лет. И пока эту работу не завершили, до конца не было ясно, с картинами художника какого уровня все имеют дело.
Сегодня неоценённым вовремя талантом, к сожалению, уже ушедшим из жизни, можно в полной мере насладиться на выставке в музейной студии краеведческого музея. В трёх небольших залах музейной студии представлено почти полное собрание работ Петра Турчанинова, а это более 60 живописных и графических произведений, выполненных в различных техниках и относящихся к различным периодам жизни. Здесь есть как студенческие работы, действительно поражающие мастерством не по годам, так и картины, написанные в последние годы, впитавшие и отра-зившие весь накопленный и переработанный опыт их автора. Все работы, по свидетельству искусствоведов, могли бы украсить постоянную экспозицию любого художественного музея. Ситуация уникальная: после этой выставки, впервые открывшей художника Турчанинова, который большую часть жизни прожил в Иркутске, возможно, придётся переписать историю развития иркутской живописи как минимум за последние полвека. Потому что имя Петра Турчанинова запросто встаёт в один ряд с такими ушедшими мастерами, как Аркадий Вычугжанин, Алексей Жибинов, Галина Новикова, Борис Десяткин, – признанными классиками иркутской школы живописи.
Впрочем, коллекционер Максим Крылов уверен, что найденный им автор достоин и гораздо большего. «Теперь главная задача – представить творчество Петра Турчанинова на Западе, чтобы там увидели этого уникального автора, – делится планами коллекционер. – Это настоящее сокровище русского реалистического искусства, престиж в первую очередь нашего города, а также и всей страны». Уже издана одноимённая с названием выставки книга, подробно рассказывающая о судьбе художника и представляющая все его картины; создан сайт, посвящённый творчеству художника, где тоже можно увидеть репродукции картин. Кстати, у части работ даже указана стоимость, и некоторые картины оцениваются в несколько миллионов долларов. Впрочем, единственный владелец собрания картин художника Максим Крылов говорит, что ни в коем случае не собирается продавать произведения, а цену указал для того, чтобы каждый понимал, что эти работы высочайшего художественного уровня.
Персональная выставка Петра Турчанинова «Гений из Сибири» будет работать в музейной студии Иркутского областного краеведческого музея до 17 марта.