Энергетик по профессии, художник по призванию
В феврале этого года талантливый миасский художник-энергетик отметил бы 87-летие
Щедрин, Айвазовский, Репин, Васнецов, Шишкин… Казалось бы, что может быть общего между этими великими именами мировой художественной культуры и простым работником теплоэлектроцентрали небольшого провинциального городка Челябинской области? Ответ на свой вопрос вы найдёте сразу же, едва лишь окажетесь в любом из цехов миасского предприятия ОАО «ЭнСер».
40 лет в энергетике
Алексей Яковлевич Штрахов родился в 1926 году в деревне В.-Усцелемово Уйского района Челябинской области. Окончил семь классов сельской школы, позже был призван в армию, где стал участником советско-японской войны. В энергетическое производство Уральского автомобильного завода пришёл работать в 1956 году. Своей любимой профессии Алексей Яковлевич посвятил без малого 40 лет жизни. За эти годы он прошёл путь от электрослесаря по ремонту и обслуживанию оборудования ТЭЦ до начальника теплоизмерительной лаборатории (впоследствии участок ТАИ) и начальника смены станции. Алексей Яковлевич был непосредственным участником строительства и запуска в строй водогрейной котельной №1, кроме того, он внёс большой вклад в модернизацию щитов управления агрегатами станции и в переоснащение их новыми приборами и регуляторами. Кстати, совмещение щитов управления котлами №№ 2, 3 и №№ 4, 5 позволило осуществлять обслуживание двух котлов одним машинистом.
«Уральский самородок»
Однако спустя много лет на предприятии «ЭнСер» энергетик Штрахов всё же больше известен как талантливый художник-пейзажист – «наш уральский самородок», как однажды ласково назвала его одна из бывших коллег.
По воспоминаниям сотрудников, Алексей Яковлевич открыл в себе талант художника-живописца уже в довольно зрелом возрасте. Причём этому ремеслу он никогда специально не обучался, да и, насколько известно, в роду художников тоже не было. Пик его творчества пришёлся на конец 80-х и первую половину 90-х годов прошлого столетия. Уже будучи пенсионером, Алексей Яковлевич продолжал трудиться на ТЭЦ в должности слесаря-ремонтника. Рабочая специальность его нисколько не смущала, ведь теперь в его распоряжении была целая комната, где располагались мольберт, кисти и краски. Его яркие жизнерадостные пейзажи постепенно появляются на стенах цехов всего энергетического производства. При этом художник-энергетик в качестве холста использует подручные материалы: фанеру, доски, а иногда и просто стену. Работы Алексея Яковлевича дарят на юбилеи, праздники, памятные даты и просто как сувениры. Кстати, известен случай, когда предприятие посетила иностранная делегация из Германии. Заморские гости настолько были впечатлены изображённой природой, что тут же предложили выкупить одну из работ. По словам очевидцев, после этого случая миасскому энергетику не раз поступали заказы из-за рубежа.
«А подарка не оказалось…»
О популярности картин Штрахова говорит и тот факт, что некоторые из них порой бесследно исчезали прямо из цехов и кабинетов. Одна из сотрудниц предприятия вспоминает: «Как-то на день рождения подарили картину Штрахова нашей коллеге, а когда пришли утром на работу, подарка на месте не оказалось».
– Замыслы своих будущих работ Алексей Яковлевич всегда брал из головы, – рассказывает бывший художник-оформитель энергетической службы автозавода Валентина Воронина. – Человек он был аккуратный, но очень вспыльчивый. Правда, потом быстро отходил. Бывало, найдёт на него вдохновение, так он одну картину мог дня за два почти не отрываясь написать. В его творчестве представлены все времена года, но в основном, конечно, преобладает мотив золотой осени. Почему-то она ему больше нравилась…
Почему излюбленным жанром художника-самородка стал именно пейзаж? Сейчас сказать сложно. Быть может, только в пейзаже наиболее полно и глубоко он мог выразить свои чувства, свои мысли, своё мироощущение. Ведь именно пейзаж – один из наиболее эмоциональных жанров искусства. Согласитесь, им нельзя овладеть без искренней любви художника к природе. Только глубоко переживаемое впечатление может родить произведение, в котором зритель вслед за художником увидит в давно знакомом и будничном нечто поразительно новое и волнующее. Кстати, ходили слухи, что и квартира художника вся расписана: на потолке изображён небесный свод, а на стенах леса, луга и степи. Конечно, сейчас подтвердить это не представляется возможным.
Стоит отметить, что настроение пейзажиста чувствуется не только в сюжетах, игре красок, но и даже размерах картин. Некоторые работы просто поражают своими габаритами, достигая двух метров в высоту и шести метров в длину. А есть и очень миниатюрные работы, укладывающиеся в несколько десятков сантиметров.
Сегодня картины художника-энергетика по-прежнему украшают стены абсолютно всех подразделений ОАО «ЭнСер». Сколько их было написано всего, точно сказать никто не может, хотя некоторые уверяют, что не меньше тысячи. Между тем каждая из сохранившихся работ имеет свою уникальную историю, поэтому для энергетиков все они на вес золота.