издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Заработать на звезде

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Темнокожие джазмены, вечно молодые рок-звёзды, попсовые певицы и старожилы отечественной эстрады регулярно бывают в Иркутске. За последние годы местная публика уже не раз видела и исполнителей с мировым именем, и никому не известных певцов. Интересно, что в «высокий сезон» их концерты проходят с частотой раз в два-три дня, а стоимость билета подчас достигает 7-8 тыс. рублей и выше. Причём некоторым из них приезжать сюда с завидной регулярностью не мешает даже удалённость Иркутска от столицы, а также отсутствие современного концертного зала. Организаторы всех этих выступлений не без иронии говорят, что при большом желании и наличии денег привезти сюда можно хоть Мадонну вместе с Полом Маккартни. «Конкурент» выяснил детали организации подобных концертов.

«Ночной кошмар» и ирландские пабы

Судя по любой городской афише, Иркутск живёт бурной концертной жизнью. Объявления о том, что к нам приезжает очередная звезда музыкальной сцены, сейчас можно увидеть везде: на баннерах, фасаде главной концертной площадки города – стадиона «Труд», автобусных остановках, в газетах и Интернете. В общей сложности с начала этой недели и до конца апреля в городе запланировано проведение более 40 концертов, то есть в среднем один концерт в два дня. Список исполнителей, которых в ближайшие два месяца услышат иркутяне, впечатляет. Здесь и всем известные артисты вроде Александра Розенбаума или Ларисы Долиной, и более экзотичные коллективы, как, например, камерный оркестр «Терем-Квартет» или проект под названием «Ночной кошмар» известного лишь в узких кругах австрийского музыканта Томаса Райнера.

Площадок, на которых всех этих людей можно увидеть и услышать, при кажущемся недостатке мест,  немало. Главными, конечно же, являются сцены стадиона «Труд», а также Иркутского музыкального театра – сегодня это два самых больших зала в городе, в общей сложности вмещающие около 3 тыс. человек. Не менее часто выступления звёзд эстрады проходят в областной филармонии и ТЮЗе. Из более мелких сцен задействованы залы Байкал Бизнес Центра (ББЦ) и клуба-ресторана «Эстрада», плюс значительная доля концертов проходит на площадках крупных ночных клубов города. Есть и вовсе непритязательные музыкальные коллективы, гастролирующие даже по ирландским пабам. Именно так поступила группа «Ботаникал Гарден», которая в конце прошлого года устроила всероссийский тур по сети Harat’s Pub, а в марте сыграет в Иркутске.

Разброс цен на концерты самый широкий. На некоторые можно без труда попасть за 700 рублей, однако цены на большинство выступлений звёзд эстрады начинаются от тысячи рублей и выше. Неофициально самым дорогим иркутским концертом до сих пор является выступление в 2010 году на сцене Иркутского музыкального театра Дмитрия Хворостовского. Чтобы услышать знаменитого баритона, заплатить за билет надо было от 7 до 10 тыс. рублей. При этом организаторы говорят, что билеты раскупили в момент. Впрочем, с тех пор доходы иркутян явно не уменьшились, потому что только в ближайший месяц в столице Приангарья состоится два концерта, попасть на которые можно будет, заплатив сумму от 2 до 7 и от 3 до 8 тыс. рублей. Но и более демократичные звёзды обойдутся недешёво – в среднем от 2 до 5 тыс. рублей за билет.

Сами организаторы концертов заявляют, что любое хорошее шоу стоит денег. «Именно поэтому я заранее не верю в окупаемость тех концертов, билет на которые стоит 300 рублей, а на афише нет ни одного спонсорского логотипа. Как правило, такие «меценаты» работают в сфере концертного бизнеса первый и последний раз», – объясняет директор концертного агентства Stage Action Аугуст Петров. Однако тут же объясняет, почему здесь невыгодно делать и слишком дорогие концерты. «Средняя заработная плата в Иркутске составляет 27 тысяч рублей. Не думаю, что кто-то готов выложить четверть этой суммы пусть даже за очень громкое имя. Именно поэтому в городе так нечасты концерты мировых звёзд, гонорар которых не позволяет делать билеты недорогими», – считает он.

Утомлённые музыкой

Некоторые исполнители с радостью соглашаются приехать снова

Люди, которые возят в Иркутск разнообразных звёзд эстрады, в своём кругу хорошо известны. Друг о друге они отзываются сдержанно, но дружелюбно. Основных участников концертного бизнеса в городе около десятка, однако реально этой деятельностью в настоящее время занимаются далеко не все. «Это Наталья Мануйлова, которая сейчас привозит Александра Розенбаума, Аугуст Петров со своим агентством, а также Олег Акимов, плюс много молодёжных проектов. Бывает, что ребята загорелись идеей, привезли какого-то исполнителя, и дальше они либо прогорели и ушли, либо у них получилось и они продолжат работать», – рассказывает руководитель продюсерского центра «Джаз на Байкале» Александр Филиппов, который также занимается организацией концертов в городе. Кроме того, по словам участников рынка, Иркутск время от времени попадает в рамки гастрольных туров, которые организуют московские или, реже, красноярские компании. «Правда, как правило, они всё равно ищут здесь партнёров, которые будут на месте заниматься продвижением, подготовкой, распространением билетов», – рассказывает Филиппов.

Время, проведённое в сфере концертного бизнеса, у всех неодинаково. К примеру, агентство Stage Action и продюсерский центр «Джаз на Байкале» работают уже около шести лет. Аугуст Петров говорит, что с момента, когда начал заниматься этой деятельностью профессионально, организовал уже около 300 концертов. «Сначала привозил музыкантов так называемой «новой волны», которые играют альтернативный рок, ню-металл. Со временем это переросло в то, что мы видим сегодня, – артисты российской и зарубежной сцены различных стилей и масштабов», – рассказывает он. У продюсерского центра Александра Филиппова объёмы деятельности чуть скромнее, правда, объясняется это прежде всего тем, что они работают в основном с джазовыми исполнителями. «С теми, кто нам интересен и нравится», – объясняет руководитель «Джаза на Байкале».

В итоге за шесть лет существования продюсерский центр успел привезти в Иркутск джазменов со всех частей света, а также первым познакомил местную публику с такими исполнителями, как Нино Катамадзе, Ники Харрис, Мэнди Гейнс, и другими.

Есть в Иркутске и своеобразные «старожилы», занимающиеся организацией концертов звёзд больше 10 лет, – Наталья Мануйлова  и Владимир Демчиков. Любопытно, что объединяет их общее чувство усталости от этого бизнеса. «Поверьте, эта работа утомляет», – говорит Демчиков, который сейчас активно этой деятельностью не занимается, хотя в своё время специализировался на «первых приездах» артистов в Иркутск.  И рассказывает, что первый свой концерт организовал на чистом энтузиазме ещё в 2002 году, после того как случайно услышал, как на бульваре Гагарина играла ангарская команда «Клуб романтического джаза».

– Я прислушался и понял, что это по-настоящему круто и здорово, – рассказывает он. – Но тогда они были известны лишь в узком кругу, а широкая публика их не знала.

 В течение следующих десяти лет Владимир Демчиков познакомил иркутскую публику с самыми разными исполнителями – от ещё никому не известной в 2009 году французской певицы Zaz до любимой во всём мире Сезарии Эворы, а также Ала Ди Меолы, Горана Бреговича и Ришара Боны. Впрочем, своё желание остановиться собеседник «Конкурента» объясняет тем, что в какой-то момент перестал понимать, кого сюда надо возить.

– Это похоже на утрату обоняния, – образно выражается он. – Раньше я чувствовал, кто интересен мне и другим. Когда в 2005 году я впервые вёз сюда Сезарию Эвору, мне все говорили, что я сумасшедший. Но я нутром чувствовал, что будет успех, чувствовал: я не один, кому нравится такая музыка, нас таких много. А сейчас это «обоняние» ушло, я перестал понимать, что происходит.

Формула концерта

Всё больше концертов в Иркутске проходит в клубном формате

Что нужно сделать, чтобы привезти в Иркутск эстрадную звезду любого уровня, интересно даже тем, кто не ходит на их концерты. За организацией двухчасового шоу порой стоит не один месяц переговоров, а также серьёзные финансовые вложения. Это и транспортные расходы, и аренда зала, и реклама, а также собственно гонорар исполнителя. К последнему пункту организаторы подходят наиболее щепетильно, так как часто он оказывается самым весомым и напрямую влияет на цену билетов и рентабельность будущего концерта в целом. При этом финансовые условия во всех договорах всегда являются строгой коммерческой тайной, а все артисты всегда стоят по-разному.

Именно поэтому даже такой показатель, как валовой сбор с концерта (сумма, полученная за счёт продажи билетов. – «Конкурент»), ни о чём не говорит. «На концерте Хворостовского валовой сбор был около 6 миллионов рублей, с концерта Лепса – около 5 миллионов рублей, – перечисляет Владимир Демчиков. – Есть концерты, на которых сборы составляют 2-3 миллиона и меньше. Однако очень хорошо, если промоутер заработал примерно 5-10% от суммы сбора. Всё остальное он потратил».

Впрочем, Аугуст Петров говорит, что не всё так просто, как может показаться со стороны. «На каждом концерте можно как заработать, так и «прогореть». Формулы успешного концерта нет, всё индивидуально», – объясняет он. Отдельная существенная статья расходов связана с авиаперелётами от Москвы до Иркутска, затраты на которые в сумме порой достигают сотен тысяч рублей, а также на аренду зала. «В итоге если с клубного концерта, валовой сбор с которого должен составить около миллиона рублей, удастся остаться в плюсе и заработать хотя бы 100 тысяч рублей, то это уже хорошо», – замечает Александр Филиппов. И рассказывает на примере одного из концертов, что только перелёт певицы бизнес-классом обошёлся им в 90 тыс. 

рублей. «Прибавьте сюда перелёт команды музыкантов, размещение певицы в трёхкомнатных апартаментах и её гонорар, который составил 15 тысяч долларов, и вы поймёте, что это не такой уж выгодный бизнес», – объясняет он.

Высокими финансовыми рисками во многом объясняется и то, что в Иркутск ездят с концертами одни и те же звезды. «Потому что привоз крутого, но нераскрученного исполнителя даже с минимальным гонораром всё равно упрётся в огромные расходы», – говорит Аугуст Петров. В то же время играет свою роль и то, что Иркутск с точки зрения концертного бизнеса всё-таки небольшой город. К примеру, последний концерт Нино Катамадзе осенью 2012 года, по словам организаторов, чуть не ушёл в минус по продажам билетов. Случилось это из-за того, что как раз в эти дни вся местная грузинская диаспора уехала на какой-то праздник. «Впрочем, публики, которая ходит на джазовые концерты, в городе в принципе немного, это примерно 600–800 человек на весь Иркутск», – говорит Александр Филиппов.

«Иркутск – это где?»

В ближайшие два с половиной месяца в городе пройдёт больше 40 концертов

Несмотря на всю суровую реальность концертного бизнеса, организаторы, как люди в основном увлечённые своим делом, время от времени мечтают совсем о другом. Владимир Демчиков рассказывает, что в своё время всерьёз хотел привезти в Иркутск знаменитого французского шансонье Шарля Азнавура. 

– Мне один мой московский коллега сказал, что за концерт он берёт много – 100 тысяч евро, но я подумал, что, может быть, вывезем, спонсоры были, – рассказывает Демчиков. – Написал письмо его продюсеру Левону Саяну, попросил рассказать про условия. Три дня была тишина. Видимо, люди сидели и думали: «Иркутск – это где?». Посмотрели на глобусе, посмотрели какие рейсы, прикинули, что от Москвы лететь шесть часов. И написали, что готовы выступить, но за гонорар в несколько раз больше. Вообще для некоторых зарубежных артистов Иркутск – это «снижение планки», когда статусный артист выступает в таком месте, его всегда могут подколоть: «Ты что, где ты поёшь?»,  на это есть один ответ: «А ты знаешь, сколько мне там заплатили?». И всё – вопросов нет. За хороший гонорар практически любая звезда будет петь хоть в лесу, ведь это их хлеб, а время популярности и высоких гонораров рано или поздно кончается.

Помимо денег привлечь сюда звёзд мировой величины, по мнению организаторов, могли бы какие-то благотворительные инициативы. Поэтому периодически у всех возникает идея устроить  концерт в защиту Байкала. По словам Александра Филиппова, несколько лет назад с этой целью они даже вели переговоры с Фондом защиты тропических лесов, учредителем которого является британский певец Стинг. «Возможно, когда-нибудь мы это всё-таки сделаем», – говорит Филиппов. Другая компания хотела привезти на Байкал с благотворительным концертом даже Пола Маккартни. Устраивать концерты подобных звёзд за гонорары никто здесь всерьёз не собирается, потому что выступление того же бывшего «Битла», по слухам, обходится в 1 млн. долларов.

У молодого поколения иркутских продюсеров мечты более близкие к реальности. «Хотя привезти к себе на день рождения даже Мадонну за большие деньги можно очень быстро», – уверен Аугуст Петров. Впрочем, переговоры с всемирно известными группами его концертное агентство всё же периодически ведёт. Именно поэтому несколько лет назад чуть не оказался возможным приезд сюда двух знаменитых британских рок-групп Placebo и Muse. «Но группа Muse отказалась от концертов в России. Слишком плохой приём был во время их последнего приезда. Хотя концерт был вполне реален. Равно как и несколько лет назад был реален концерт Placebo, мы просто не успели вписаться в тур», – рассказывает он.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры