Вокзал для троих
Иркутская область, РЖД и ВЭБ займутся созданием транспортно-пересадочного узла
Экспертизу проекта реконструкции здания железнодорожного вокзала и привокзальной площади в Иркутске планируется завершить до конца февраля. Речь идёт по-прежнему об «урезанном» варианте предыдущего грандиозного плана «Вокзальной революции». Речной вокзал, канатная дорога, пешеходная улица, казалось, остались в проекте, который теперь презентуют только студентам Байкальского зимнего градостроительного университета. Тем не менее в региональном правительстве вернулись к планам создать «современный транспортно-пересадочный узел». Предположительно его финансированием займётся Корпорация развития Иркутской области, которую формируют региональное правительство и Внешэкономбанк.
Проект реконструкции здания железнодорожного вокзала и привокзальной площади пройдёт экспертизу до конца февраля, сообщили «Конкуренту» в пресс-службе Восточно-Сибирской железной дороги. Сейчас проектировщики устраняют замечания Красноярского филиала Главгосэкспертизы. Под проект уже зарезервированы деньги в «Концепции эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» до 2015 года», и нет сомнений, что он будет реализован ориентировочно к 2015 году, сказали в ВСЖД. Стоимость реализации первого этапа строительства составляет 540 млн. рублей. В вопросе о строительстве остальных очередей проекта, которые предполагали сооружение транспортно-пересадочного узла, по-прежнему слово за городскими и областными властями, поскольку взять на себя весь проект ВСЖД «не по силам», добавили в пресс-службе.
Там имели в виду проект «Вокзальной революции», который Иркутской области представляли ещё в 2010 году. До последнего времени о масштабной реконструкции в публичном пространстве не вспоминали, однако на 14-й сессии Байкальского зимнего градостроительного университета проект решили заново презентовать студентам. Главный специалист по градостроительному законодательству и проектированию ООО «ЗИГП» (в прошлом – главный архитектор Иркутской области) Владимир Распутин напомнил, что транспортно-пересадочный узел в планах его авторов предусматривал возможность пользоваться практически любым транспортом – от такси до катера. При этом привокзальная площадь должна была стать пешеходной (единственный транзитный транспорт – трамваи, до остального нужно добираться пешком). Там же планировалось устройство конкорса (слияние улиц, например, в здании вокзала). Отдельной «фишкой» транспортно-пересадочного узла должна была стать канатная дорога, которая протянулась бы от вокзала до правого берега (улицы Свердлова и Российская). Инфраструктуру авторы хотели дополнить музеем археологии, торгово-развлекательным центром. Территорию узла планировалось разбить на лоты и разыграть среди инвесторов. Таковы были замыслы тогдашних идеологов проекта, которые строили 130-й квартал по такому же принципу.
Проблема проекта, по мнению Распутина, заключалась в том, что полномочия по его реализации распределялись между разными игроками – РЖД, Иркутской областью, региональным центром. «По соглашению с РЖД должны были создать управляющую компанию – ОАО или фонд. Она бы подтянула крупных и мелких операторов. Других способов для этого процесса нет. Но до сих пор структура не создана. А прошлым летом в мэрии вовсе сказали, что проект неинтересен городу», – сообщил Распутин, отвечая на вопросы студентов.
Однако идею транспортно-пересадочного узла на прошлой неделе реанимировал губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. Он заявил, что такой объект будет создан в Иркутске. Соответствующие переговоры прошли с вице-президентом – начальником дирекции тяги ОАО «РЖД» Алексеем Воротилкиным и начальником дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» Сергеем Абрамовым, сообщала пресс-служба правительства.
Министр жилищной политики, транспорта и энергетики Иркутской области Евгений Селедцов, отвечая на вопрос «Конкурента», подтвердил, что регион готов участвовать в создании транспортно-пересадочного хаба в Иркутске. «Мы согласны, что железнодорожный вокзал должен обеспечивать различное транспортное сообщение и дать развитие прилегающим территориям. Проект должен быть комплексным, – сказал Селедцов. – Чтобы получить цифру по капвложениям, нужно завершить проект. Мы уже вложили в проектирование 67 миллионов рублей. В какой-то доле мы будем участвовать в финансировании дальнейших мероприятий». Министр добавил, что, вероятнее всего, реализацией проекта займётся корпорация развития, которую сейчас создают Иркутская область и ВЭБ.