издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Управляющий банкрот

  • Автор: Евгений МИХАЙЛОВ

Процедура банкротства начата в отношении управляющей компании «Приморский». Решение об этом Арбитражный суд Иркутской области принял 4 февраля. Тем самым был удовлетворён иск ООО «ЖКХ Сервис», хотя тремя неделями раньше аналогичное заявление Иркутской городской теплосбытовой компании было оставлено без рассмотрения. Впрочем, этими двумя предприятиями список недовольных кредиторов «Приморского» не ограничивается: УК задолжала немалые суммы тому же «Водоканалу», целому ряду других кредиторов – строительным организациям и охранному агентству, – что может негативно сказаться не только на состоянии её дел, но и на тех, кто законопослушно платит за услуги ЖКХ.

За последние два года только ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания» трижды пыталось инициировать процедуру банкротства ООО «УК «Приморский». Причиной тому была задолженность, которую управляющая компания постоянно наращивала, стараясь не заплатить ни копейки из аккуратно собранных платежей добросовестных жильцов. Например, в апреле 2010 года, по данным ИГТСК, она составляла 72 млн. рублей, а в конце 2012-го уже превышала 100 млн. рублей. Мы сейчас не обсуждаем причину полного отсутствия хоть какой-нибудь правовой оценки сего факта соответствующими органами.

Если не учитывать долг перед теплосбытовой компанией,  масштаб долгов всё равно получается немалым: с 2010 по 2013 год Арбитражный суд Иркутской области рассмотрел 25 исков к «Приморскому» в общей сложности почти на 155 млн. рублей. Например, «Водоканал» отсуживал 49 млн. рублей. Если сложить суммы, фигурировавшие в 11 исках ООО «ЖКХ Сервис», получится чуть менее 31 млн. рублей.  Ещё 22 млн. рублей пыталось взыскать ООО «Витим». Истцами также выступали две строительные компании и фирма, занимающаяся поставкой и обслуживанием банковского оборудования, – они претендовали на 29 млн. рублей. Меньше всех – 338 тыс. рублей – взыскивало охранное агентство «Фараон-Секьюрити». 

В самом «Приморском» образовавшуюся задолженность объясняют низким уровнем собираемости квартплаты. Однако официальные данные и итоги встреч с жильцами, которые организовывал энергосбыт, говорят об обратном: оплату УК «Приморский» собирала исправно. Мавроди с его МММ может поучиться….

Наступил логичный конец: заявление о признании «Приморского» банкротом подало некое ООО «ЖКХ Сервис». С его исковыми требованиями арбитраж согласился: УК признали финансово несостоятельной и ввели процедуру банкротства. На первый взгляд, это даст возможность другой УК взять в управление её жилой фонд и начать работу с чистого листа. Однако есть несколько существенных «но». Дело в том, что долги компании – а с точки зрения энергетиков это «выпадающие доходы» – закладываются в тариф на тепло. Так что платить по ним приходится не должнику, как показывает практика, лишь наращивающему сумму задолженности, а добропорядочным потребителям, в том числе проживающим в домах, обслуживаемых УК «Приморский». Кроме того, неуплата за энергоресурсы вполне логично ведёт к ограничению их поставок. И дело даже не в том, что энергетики могут снизить параметры теплоносителя или вовсе отключить теплоснабжение – на это энергосбытовые компании идут крайне редко, – а в том, что повышается риск возникновения аварий, поскольку деньги, полученные за продажу тепла, идут, в том числе, на ремонт тепловых сетей и другого оборудования в первую очередь добросовестных плательщиков, а сети неплательщиков ремонтируют по остаточному принципу. Этот вывод подтверждает ситуация, возникшая в отопительный сезон 2009-2010 годов: часть теплопотребляющих энергоустановок «Приморского» оказалась не готова к зиме, а 13 декабря 2009 года на сетях в районе улицы Старокузьмихинской (расположенные вблизи здания как раз обслуживает данная УК. – «СЭ») произошёл порыв, вызвавший сбой в теплоснабжении жилфонда. 

Выход из сложившейся ситуации у потребителей есть – заключить прямой договор на поставку тепла с энергетиками (или, например, воды – с «Водоканалом»), а управляющей компании доверить только обслуживание жилья. «Мы понимаем, что большинство жильцов  платят своевременно, – замечает заместитель генерального директора по продаже энергоресурсов ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко. – Чтобы нечистоплотные компании не создавали проблем нанявшим их жильцам, мы всегда предлагаем собственникам жилых помещений принять решение: или нанять управляющую компанию, которая может оказаться недобросовестной, или заключить договоры напрямую с поставщиками и быть абсолютно уверенными, что их деньги не прикарманят, не украдут и что в квартирах тепло, холодная и горячая вода будут, когда нужно». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры