Закатают в асфальт
На региональные дороги в 2013 году будет потрачено 6,7 млрд. рублей
Заново отстроить 41 километр дорог, а также капитально отремонтировать 127 километров действующих трасс в разных районах области планируют в этом году региональные власти. Несмотря на внушительный бюджет, средств областного дорожного фонда пока хватает на то, чтобы в течение года приводить в порядок не больше 1% от региональной дорожной сети. Такие скромные объёмы специалисты объясняют тем, что дорожное строительство по-прежнему остаётся одной из наиболее затратных отраслей, когда стоимость одного километра пути составляет сотни миллионов рублей.
Размер бюджета областного дорожного фонда стал известен на прошлой неделе. Как рассказал заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Хиценко, в общей сложности на дороги Приангарья в этом году планируется направить 6,7 млрд. рублей. Это почти на 300 млн. рублей больше бюджета дорожного фонда прошлого года (в 2012 году его бюджет составил почти 6,4 млрд. рублей. – «Конкурент»). Впрочем, несмотря на внушительную сумму, планы областных властей по строительству и ремонту дорог всё равно весьма скромные.
Так, например, реконструировать и заново отстроить в этом году планируется 41 километр дорог по всей территории Приангарья. Речь идёт о небольших отрезках пути по разным направлениям: на участке дороги Таксимо (Республика Бурятия) – Бодайбо должно быть введено 5 километров нового дорожного полотна, 15 км по направлению Тайшет – Чуна – Братск, 10 км по дороге Еланцы – Хужир и ещё 10 км на пути Красноярово – Небель в Казачинско-Ленском районе. Кроме того, в текущем году строители планируют начать реконструкцию одного из участков пути Иркутск – Листвянка, а также ввести в эксплуатацию грузопассажирский паром на реке Лене в районе города Киренска. Несколько больше план по ремонту региональных автомобильных дорог на этот год. В общей сложности планируется привести в порядок 127 километров полотна, а также отремонтировать 130 погонных метров мостов. Впрочем, с учётом того, что в госсобственности Иркутской области сейчас находится больше 12 тыс. километров дорог, получается, что за год за счёт регионального бюджета удастся отремонтировать чуть больше 1% от общей региональной сети.
Невозможность выполнять большие объёмы дорожно-строительных работ Николай Хиценко объяснил прежде всего тем, что в области нет достаточного количества подрядных организаций. По его словам, в некоторых районах заниматься строительством дорог в принципе некому, поэтому местные власти привлекают компании из других территорий области. Не хватает и необходимой для проведения этих работ инфраструктуры – асфальтобетонных заводов, строительной техники. Также ход работ в 2012 году осложняла общая неготовность различных ведомств и служб осваивать большие объёмы средств, выделенных на дорожное строительство.
– Решение о создании дорожного фонда было принято в 2011 году, – рассказал предысторию вопроса зампред правительства. – Поэтому прошлый год стал первым годом его работы. И уже тогда было понятно, что область столкнётся с определёнными трудностями, так как объём средств очень большой. Многие наши службы оказались несостоятельны в части проведения подготовительных работ, грамотной организации экспертизы, готовности всей проектной документации и подрядных организаций.
Напомним, в прошлом году впервые в области затраты на строительство, ремонт и содержание региональной дорожной сети увеличились почти в два раза – до 6,39 млрд. рублей. Однако освоить весь объём этих средств в итоге не удалось. Так, на содержание дорог в прошлом году было выделено 1,4 млрд. рублей, больше 1 млрд. рублей составила субсидия муниципальным образованиям области. Почти 732 млн. рублей ушло на ремонт 98 километров дорог по всей территории области, а также приведение в порядок 127 погонных метров мостов. Здесь же были заложены 853 млн. рублей, которые пошли на завершение строительства третьего и четвёртого пусковых комплексов мостового перехода через Ангару в Иркутске. Кроме того, в прошлом году из этих средств было отстроено несколько участков дорог, в том числе 5 километров пути по направлению Таксимо – Бодайбо, 9 километров по направлению Еланцы – Хужир, а также участок трассы между посёлками Усть-Ордынский – Оса.
При этом говорить, сколько в среднем по итогам прошлого года составили затраты на строительство одного километра пути, Николай Хиценко не стал, сославшись на то, что вывести здесь средний показатель очень сложно.
– Каждый участок дороги имеет свою цену, – объяснил он. – Есть направления, где высокая насыщенность мостами, требуется большая отсыпка полотна. Простой пример: один километр дороги Таксимо – Бодайбо обошёлся нам дороже, чем 10 километров дороги Еланцы – Хужир, потому что там много подготовительных работ, надо заново прокладывать полотно, выбирать грунт, а здесь всё-таки есть какая-то грунтовая основа полотна.
В качестве ещё одного дорогостоящего примера Хиценко привёл реконструкцию трассы Иркутск – Листвянка, начало которой запланировано на этот год. Ориентировочно работы обойдутся в 350–400 млн. рублей. Притом что речь идёт о реконструкции всего одного участка – с 8 по 14 км пути, в районе отворота в сторону деревни Ново-Разводной. Но, как объясняют дорожники, высокая стоимость реконструкции связана с тем, что на данном участке планируется расширение полотна, а также строительство сразу двух путепроводов, а это повлечёт за собой большие подготовительные работы по выносу коммуникаций. Имеются планы и по полной реконструкции трассы Иркутск – Листвянка. Ориентировочно она обойдётся в сумму от 3 до 4 млрд. рублей. Однако начать работы можно будет только при условии финансирования из федерального бюджета.