Китайское предпочтение
Власти Казахстана намерены заменить российские нефтепродукты экспортом из КНР
В отношениях России и Казахстана вслед за спорами вокруг Байконура может появиться новая проблема. Газета «КоммерсантЪ» написала в среду, что Астана хочет ввести временный запрет на импорт нефтепродуктов из России, который составляет около 1,3 млн. тонн в год или примерно 40 млрд. рублей.
Министерство нефти и газа Казахстана подготовило два варианта постановления правительства. В первом речь идёт о полном запрете импорта высокооктанового бензина и дизельного топлива на полгода, а во втором – о введении «количественного ограничения» на тот же срок. Документы предполагают закрепление за государственным «Казмунайгазом» статуса оператора по ввозу нефтепродуктов из России. Правительство также предлагает фонду национального благосостояния «Самрук-Казына» и «Казмунайгазу» принять «необходимые меры по учёту возможного отрицательного финансового результата при исполнении настоящего постановления».
Сейчас на рынке нефтепродуктов Казахстана наблюдается дефицит из-за реконструкции крупнейших НПЗ – Павлодарского и Чимкентского (продлится до 2016 года). В течение прошлого года из России было экспортировано 1,3 млн. тонн нефтепродуктов без уплаты экспортных пошлин в рамках Таможенного союза, приводит данные издание. По межправительственному соглашению двух стран взамен Казахстан должен поставлять нефть. Однако методика, по которой определяются её объёмы, так и не утверждена. «Сейчас проходят внутригосударственные процедуры по ратификации методики, в соответствии с её условиями Казахстан должен поставить в РФ 1,2–1,5 млн. тонн нефти за импортированные в 2012 году нефтепродукты. Разумеется, с оплатой, но цена на эту нефть ниже, чем экспортная цена в дальнее зарубежье», – говорил в понедельник на коллегии министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев. По его словам, такие условия могут оказать влияние на снижение доходов бюджета страны. В результате в этом году Казахстан будет в десятки раз увеличивать долю более выгодных толлинговых операций с Китаем – объём переработанной там нефти составит 500–600 тыс. тонн. Хотя, признал Сауат Мынбаев, весь объём импорта из России пока заменить невозможно.
Источники «Ъ» в российском Мин-энерго полагают, что «такой вариант не имеет особого смысла, Казахстан сам себя обеспечить нефтепродуктами не в силах». Последний раз на уровне министерств стороны встречались в декабре 2012 года. Тогда обсуждались технические вопросы: как в Россию пойдёт нефть и кто будет считаться её владельцем.
Крупнейшим поставщиком нефтепродуктов в Казахстан сейчас является компания «Газпром нефть», которая владеет в стране сетью из примерно 40 АЗС. В 2012 году компания поставила в Казахстан 550 тыс. тонн светлых нефтепродуктов. Остальное ввозят независимые трейдеры. Источники «Ъ» в «Газпром нефти» ничего не знают о возможности запрета поставок. В пресс-службе компании заверили, что пока она «осуществляет поставки светлых нефтепродуктов в обычном режиме для обеспечения собственной сети АЗС».
Новые инициативы Астаны в сфере энергетики, по словам эксперта, могут быть результатом лоббистских усилий тех групп влияния в правительстве Казахстана, которые заинтересованы в укреплении сотрудничества с Китаем. «Однако в целом подобные споры не противоречат евразийской нацеленности страны», – цитировал «КоммерсантЪ» заместителя гендиректора Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Александра Караваева. Казахстан заинтересован в углублении интеграции с Россией, поясняет он, но когда речь заходит о разделении прибыли в широком смысле – от дележа платежей в рамках ТС до банковской сферы или распределения долей в крупных проектах, – то «здесь будут возникать «рабочие вопросы», которые могут выливаться в достаточно сильные трения».
Россия и Казахстан являются партнёрами по Таможенному союзу. Недавно у них возникли разногласия в связи с арендой космодрома Байконур, напомнил Vedomosti.ru. В начале января правительство Казахстана утвердило план запусков космических аппаратов и испытательных пусков ракет с Байконура на 2013 год. Число пусков ракеты-носителя «Протон-М» для запусков космических аппаратов в 2013 году было снижено до 12 с 14 в 2012-м, тогда как Россия планировала осуществить в этом году 17 запусков.
После этого РИА «Новости» со ссылкой на источник в космической отрасли сообщило, что российская сторона может начать обсуждение привязки размера арендной платы «к степени выполнения Байконуром своих функций, необходимых арендатору, т.е. России». Казахстан ежегодно получает из российского бюджета 115 млн. долларов за аренду космодрома. Затем появилась информация, что Россия и Казахстан могут прекратить сотрудничество по всем совместным проектам в области космоса из-за ограничения запусков российских ракет с Байконура. Сообщалось, что в сложившейся ситуации Россия пересмотрит свою позицию о продолжении двустороннего сотрудничества по совместным проектам, в том числе по программе «Днепр», совместному проекту «Байтерек».