«Почему ничего не сделано и кто за это отвечает?»
Иркутский полигон для утилизации твёрдых бытовых отходов, возможно, будет расширен почти на 5 гектаров. Это продлит «жизнь» городской свалки, практически исчерпавшей свой ресурс, на 5-6 лет, считают в МУП «Спецавтохозяйство», которое обслуживает объект.
В понедельник о планах развития предприятия на комиссии по ЖКХ и транспорту городской Думы рассказывал директор «Спецавтохозяйства» Владимир Павлов, а депутаты пытались выяснить, почему до сих пор не готова инвестиционная программа предприятия, техническое задание для которой было утверждено ещё в 2009 году.
В повестку постоянной комиссии Думы города по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту в понедельник попал вопрос с непростой формулировкой: «Об отмене решения Думы города Иркутска от 25.06.2009 «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы МУП «Спецавтохозяйство» Иркутска «Развитие системы утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов города на 2010–2014 годы».
Отменить утверждённое три с половиной года назад техзадание необходимо из-за изменения федерального законодательства, пояснила Елена Кичко, начальник отдела развития инженерной инфраструктуры комитета по градостроительной политике администрации города. Комитет подготовил новое техзадание для разработки инвестпрограммы «Спецавтохозяйства» на 2013–2016 годы. Документ утверждён постановлением администрации города от 7 декабря 2012 года. На его основании предприятие должно в течение двух месяцев с даты подписания разработать программу развития, поэтому исполнительный орган торопит депутатов с отменой прежнего решения.
Между тем комиссия рассматривает вопрос уже во второй раз. Месяцем ранее депутаты, прежде чем отменить документ трёхлетней давности, пожелали узнать, что произошло с прежней инвестпрограммой, однако не получили внятного ответа, напомнил глава комиссии Александр Ханхалаев. Вопрос «Почему ничего не сделано и кто за это отвечает?» прозвучал в стенах Думы и на этой неделе. Владимир Павлов, занимающий пост директора «Спецавтохозяйства» с октября прошлого года, ответил прямо: «Предыдущее руководство ничего в этом направлении не сделало. Техническое задание было похоронено на предприятии. Никто из специалистов информацией, где инвестпрограмма, кто за неё отвечал, не владеет». Нынешнему директору известно лишь, что по старому техзаданию было затрачено 600 тыс. рублей на выполнение проекта рекультивации.
Убедившись, что ответственных найти невозможно, депутаты задали вопрос, чем отличается новое техзадание и как в «Спецавтохозяйстве» видят решение мусорной проблемы Иркутска. Не секрет, что полигон почти исчерпал свои ресурсы и городу давно требуются новые способы обращения с отходами. По словам Елены Кичко, новое техзадание разработано в строгом соответствии с программой комплексного развития города Иркутска с перспективой до 2025 года. В ней предусмотрены оптимизация полигона, мероприятия по экологической программе, связанные с отбором инфильтрационных вод, добавил Павлов. Предполагается обновление технического парка, чтобы изменить коэффициент прессования мусора: приобретение либо компактора, либо тяжеловесной бульдозерной техники; техники для добычи грунта, который будет вскрываться, и техники для измельчения ТБО на полигоне.
Есть задача по расширению полигона, которой не было в старом техзадании. Так, по словам директора муниципального предприятия, рассматривается возможность прирезать к полигону дополнительно 4,8 га. Это даст возможность утилизировать от 11 до 14 млн. кубометров мусора, что означает ещё 5-6 лет «жизни» полигона. Новый полигон, который предстоит спроектировать (на это будет нужно 20–50 млн. рублей), будет строиться как раз 5–7 лет, считают в муниципальном предприятии. Владимир Павлов попросил депутатов «не затягивать» решение вопроса, поскольку он связан с утверждением тарифа на утилизацию ТБО, в том числе инвестиционной надбавки, которая необходима для проектирования нового полигона и расширения старого.
Что касается планов по строительству мусороперерабатывающего завода, возводить объект на старом полигоне не имеет смысла, заявил Владимир Павлов. Появление же его на новом месте, как и сам новый полигон, ляжет на потребителей. Причём и глава «Спецавтохозяйства», и представители городской администрации, в том числе мэр города Виктор Кондрашов, высказались резко против привлечения частных инвесторов, которые, по словам депутата Юрия Коренева, готовы были построить полигон и завод за свой счёт. «Сомневаюсь, что частные инвесторы – меценаты, – сказал Павлов. – Всё будет в тарифе. Единственное наше отличие – мы подконтрольное администрации предприятие, каждую нашу смету проверяют, а эти господа будут тратить столько денег, сколько они хотят». «Спецавтохозяйство» в настоящее время сдерживает тариф для населения, заявил мэр.
По информации предприятия, в этом году предельная цена на услуги по вывозу ТБО для горожан из многоквартирных и жилых домов, а также управляющих компаний и некоммерческих организаций составляет 144,64 рубля за кубометр (без НДС). В эту сумму не входят утилизация и захоронение мусора на полигоне, которые обходятся в 28,20 рубля за кубометр (без НДС).
По итогам обсуждения депутаты проголосовали за отмену решения Думы от 2009 года, однако предложили администрации и муниципальному предприятию предоставить более качественную информацию по вопросу на следующее заседание, которое состоится через месяц.