Нормативно-правовая коллизия
Иркутская область может перейти на новые, повышенные нормативы потребления тепла для жилых домов, где не установлены индивидуальные приборы учёта. Виной тому возникшая в областном центре ситуация: одна из управляющих компаний оспорила установленные мэром нормативы. Сейчас дело рассматривается в кассационной инстанции, и в том случае, если жалобу городской администрации не удовлетворят, Иркутск останется без установленных нормативов потребления тепла. В этом случае придётся перейти на новые нормативы, причём не только в областном центре, но и во всём регионе. Как следствие, жители малоэтажного жилья в каких-то территориях будут больше платить за квартиру, тогда как обитатели многоэтажек, особенно новых, увидят в платёжках меньшую сумму.
Федеральный пас
История началась по инициативе федеральных властей. В марте 2012 года правительство РФ приняло постановление за номером 218, которое вносило изменения в существующие с 2006 года правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Документ, вступивший в силу 1 июля прошлого года, содержал несколько существенных нововведений. Ключевое состоит в том, что теперь нормативы определяют на уровне региона, а не муниципалитетов, как было раньше. Вдобавок помимо потребления энергоресурсов в квартире учитывается их использование на общедомовые нужды. Изменился и порядок расчёта нормативов: теперь он опирается на степень благоустройства дома и климат территории, в которой он расположен. В случае с отоплением, например, учитывается материал стен, крыши, объём жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем. В расчёт берётся и количество этажей: чем выше здание, тем меньше потребление тепла. За счёт этого произошёл отказ от перекрёстного субсидирования: если по старому порядку существует некая усреднённая норма, учитывающая потребление как в современных домах, так и в ветхих зданиях, то теперь установлены разные нормативы для много- и малоэтажных строений разных годов постройки.
Они применяются только в том случае, если не установлены приборы учёта энергоресурсов. Казалось бы, проблемы никакой нет: установил счётчик – и платишь ровно за то, что потребил, а если оплата кажется высокой, принимай меры по энергосбережению. Однако если сложностей с монтажом общедомовых приборов учёта тепла не возникает, то индивидуальные технически невозможно установить в домах с вертикальной разводкой системы отопления, то есть в подавляющем большинстве зданий, построенных в советское и постсоветское время.
Поэтому применение нормативов неизбежно. А для жителей предельно изношенных одно- и двухэтажек где-нибудь на «северах» Иркутской области это означает существенную прибавку к квартплате, в то время как для обитателей современных высотных зданий она практически не изменится, а то и немного уменьшится. Для справки: утверждённый 27 августа приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области норматив потребления тепла колеблется от 0,0114 Гкал на 1 кв. м жилого помещения в гипотетическом доме, насчитывающем 14 и более этажей и построенном после 1999 года в Ольхонском или Слюдянском районе, до 0,0588 гигакалории на квадрат в одноэтажке в Катангском районе, возведённой до вступления в силу современных СНиПов.
Приказ, предусматривающий это, ведомство разработало и приняло в полном соответствии с теми нормами, что утвердил федеральный законодатель. Однако в тот самый день, когда документ был утверждён, последний пошёл на попятную: 27 августа правительство РФ приняло постановление №857, меняющее правила расчёта платы за отопление в 2012–2014 годах. Согласно ему, региональные власти должны были в срок до 15 сентября определиться – сохранить старый порядок расчёта по нормативам, действовавшим по состоянию на 30 июня, или ввести новый. Правительство Иркутской области решило ничего не менять и заморозить действующие нормативы на ближайшие два года. Сделано это было, как следует из пояснительной записки к соответствующему постановлению, «с целью предотвращения повышения социальной напряжённости в отдельных муниципальных образованиях, для постепенного перехода на новые условия оплаты потребителями коммунальных услуг». Впрочем, согласно принятому им 14 сентября документу, региональное правительство сохранило за собой прописанное в федеральном законодательстве право изменить нормативы в любой момент.
«Приморский» против мэра
«Всё было бы хорошо, если бы не возникла ситуация в областном центре, – рассказала начальник управления модернизации и стратегического развития министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Ирина Гладышева. – В нём есть некие люди, которые в течение определённого времени оспаривают нормативы, утверждённые в Иркутске». «Некими людьми» оказалось ООО УК «Приморский», в марте прошлого года обратившееся в Арбитражный суд Иркутской области с требованием признать недействующим постановление мэра областного центра от 27 декабря 2004 года «О системе оплаты жилья и коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде» в части нормативов потребления холодной воды и водоотведения. Впрочем, как следует из материалов дела, в управляющей компании посчитали «завышенными, установленными необоснованно» нормативы потребления тепла, электроэнергии на обогрев жилья, горячей и холодной воды. По мнению представителей «Приморского», они не соответствуют правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, принятым правительством РФ ещё 23 мая 2006 года (в тот момент, когда иск был подан, новая редакция правил ещё не была утверждена. – «СЭ»).
Противоположной точки зрения придерживались в мэрии. Её позицию поддержали ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания», МУП «Производственное управление водопро-водно-канализационного хозяйства» (МУП ПУ ВКХ) и прокуратура Иркутской области. Арбитраж поначалу согласился с их доводами – в июле производство по делу было прекращено. Жалобу «Приморского» не удовлетворили и в Четвёртом арбитражном апелляционном суде, однако Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа принял диаметрально противоположное решение: кассацию управляющей компании удовлетворили, а вопрос вновь направили на рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области. 30 октября он принял неожиданное решение: требования «Приморского» были удовлетворены. При этом суд ссылался на правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые ещё в 2006 году. Согласно им, резюмировали в арбитраже, нормативы определяются методом аналогов (когда установленные с помощью счётчиков уровни потребления одного или нескольких домов распространяются на все однотипные здания) или расчётным методом, при котором используются установленные в правилах формулы. При этом используемый способ должен указываться в нормативно-правовом акте местных властей, но в случае с постановлением мэра Иркутска «невозможно сделать вывод о том, с использованием каких методов рассчитаны используемые в нём нормативы потребления тепловой энергии и холодной воды». Представители городской администрации отмечали, что постановление было принято до того, как в 2006 году появились правила установления и определения нормативов, однако суд указал на то, что в него неоднократно вносились изменения, в том числе и после 23 мая 2006 года. В итоге иск «Приморского» был удовлетворён. Решение арбитража вступило в законную силу с момента опубликования, однако в настоящее время оно обжалуется. Кассационная жалоба мэрии рассматривается в Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа.
«Есть правовая коллизия», – констатирует руководитель службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Денис Воронов. И тут же добавляет: «Но она может быть разрешена в суде». Гладышева подчёркивает, что если старые нормативы в Иркутске окончательно утратят силу (а это произойдёт, если кассацию отклонят), перевести на новые придётся всю область: по требованиям законодательства их нельзя ввести в одном муниципалитете, где к тому же проживает 23% населения региона.
«Здесь два юриста – два мнения, – заметила начальник управления модернизации и стратегического развития областного министерства жилищной политики. – С точки зрения одних, мы должны отменить 495-е постановление, так как Иркутск утратил норматив. С другой стороны, если ввести новые нормативы, возникнет социальная напряжённость». Опасения насчёт этого вполне обоснованы: если по действовавшему на 30 июня постановлению норматив для всех иркутских домов составлял 0,027 Гкал на квадратный метр жилого помещения в месяц, то для одно- и двухэтажных домов, построенных до 1999 года, он может увеличиться, соответственно, до 0,0496 и 0,046 Гкал на квадрат в месяц. К этому можно добавить небольшое увеличение норматива потребления тепла на общедомовые нужды, которое затронет ещё и жителей домов в три-четыре этажа. Для всех остальных нормативы, напротив, даже снизятся. А для кого-то, например для обитателей пятиэтажек в Бодайбо, введение новых нормативов будет означать значительное сокращение квартплаты.