издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На низком старте

XI фестиваль зимних игр «Зимниада» начинается в Приангарье

Британцы собираются ночевать на льду, японцы – бежать марафон, а русские – играть в гольф и ловить рыбу. Очередной фестиваль «Зимниада», который в этом году пройдёт уже 11-й раз, обещает собрать на зимнем Байкале участников со всего света. Самые отчаянные экстремалы по традиции едут сюда из Южной Америки, Африки и Австралии. Как всегда, будут в числе участников и профессиональные спортсмены. При этом местные туроператоры с сожалением отмечают, что «Зимниада» по-прежнему не работает на привлечение туристов в регион. К примеру, в этом году фестиваль так и не получил широкой рекламной поддержки. Чего ждать от «Зимниады-2013», выясняла Татьяна ПОСТНИКОВА.

Японцы, бразильцы и другие сибиряки

Очередной фестиваль «Зимниада» стартует в Приангарье уже 9 февраля, однако об этом до сих пор мало кому известно. Поисковики на запрос «Зимниада-2013» чаще переадресовывают на сайты туроператоров, планирующих какие-либо мероприятия в рамках фестиваля. Между тем главное спортивное и туристическое событие зимы состоится в привычные для его проведения сроки. Как выяснилось, начнётся всё в первых числах февраля в Листвянке, где будет проходить конкурс ледовой скульптуры «Хрустальная нерпа», а закончится в конце марта уже традиционной выставкой туристических услуг «Байкалтур».  Представить полный перечень мероприятий «Зимниады-2013» в агентстве по туризму Иркутской области планировали до конца прошлой недели, а определённое затягивание сроков объясняли тем, что как раз в эти дни идут последние согласования с компаниями – партнёрами фестиваля.

По предварительной информации, в нынешнем году план «Зимниады» практически не изменится. Прежде всего, потому, что партнёрами фестиваля из года в год остаются одни и те же компании, которые отвечают за организацию интересных им спортивных событий на Байкале. Собрать больше всего участников, в том числе из-за рубежа, в 2013-м могут сразу несколько мероприятий. К примеру, бежать ледовый марафон «За сохранение чистых вод Байкала», проведение которого намечено на 3 марта, по словам его организатора, директора компании «Абсолютная Сибирь» Алексея Никифорова, планируют около 150 участников из 22 стран мира. «Если приедет бегун из Бразилии, география будет ещё шире», – говорят организаторы. Любопытно, что возможность преодолеть классическую дистанцию по льду Байкала сегодня всё больше привлекает иностранцев: в этом году из 150 участников только около 40 наши соотечественники. Организаторы объясняют это тем, что сейчас марафон входит во многие авторитетные спортивные календари мира. Кроме того, его участники из разных стран каждый год увозят с собой на родину впечатления о не-

обычном забеге. 

– Так что сегодня к нам едут уже командами, – рассказывает Алексей Никифоров. – Из Японии будет сразу две. Первую, из семи человек, собрал участник прошлогоднего марафона Ясуаки Хигучи. У себя на родине он организовал клуб, название которого можно перевести как «Беголюбы», и в этом году едет сюда с друзьями и семьёй. По их примеру организовалась и вторая команда, которая также вошла в число участников марафона. Плюс, как всегда, будут бегуны из тёплых стран – Испании, Кореи, для которых лёд сам по себе уже экзотика.

Во второй раз собрать на Байкале любителей холода и снега со всей Европы решила нынче и британская компания Extreme World Races. Первый опыт проведения здесь многодневной автономной гонки, которая состоялась в марте 2012 года, организаторам понравился. Тогда преодолеть расстояние от Листвянки до Северобайкальска решились чуть больше 30 экстремалов. В этом году организаторы хотели привезти сюда уже около 200 человек. Однако даже во всей Европе не нашлось такого количества смельчаков, готовых пешком, на коньках или лыжах пройти несколько сотен километров по байкальскому льду. Партнёры организаторов в России, компания 

«А-Б Турс», говорят, что пока стартовый взнос оплатили 13 человек, в том числе житель Улан-Удэ, который сейчас является единственным русским участником гонки. «При этом наши британские коллеги сообщают, что на подходе у них ещё около 100 желающих. Сколько человек в итоге приедет на Байкал, мы скоро узнаем – старт гонки намечен на 4 марта. Впрочем, многое будет зависеть от решения финансовых и визовых вопросов», – рассказывает представитель компании «А-Б Турс» Евгений Каплуненко.

Не менее интересными обещают стать и другие мероприятия, проводимые в рамках «Зимниады». С 7 по 10 марта на Малом море пройдёт уже традиционный фестиваль активного отдыха «Сарминский шквал», в рамках которого запланирован забег на коньках на дистанции 25, 50 и 100 километров. Последняя дистанция, по словам организатора фестиваля Александра Жилинского, готовится специально для профессиональных конькобежцев, которые собираются приехать на Байкал. Так, уже известно, что будет команда из Минска (Белоруссия), ожидаются конькобежцы из Бельгии и Нидерландов. Кроме того, в программе «Сарминского шквала» – велогонка по льду, катание на кайтах и джип-ралли. «В общей сложности мы ожидаем около 130 участников, заявки будут приниматься вплоть до старта фестиваля», – говорят организаторы.

Кроме того, в нынешнем году должны состояться турниры по ледовому гольфу, который организует областная федерация гольфа, и подлёдной рыбалке. Под вопросом пока проведение гонки на снегоходах «Снежный барс», а также включение в план «Зимниады» фестиваля «Студенческая зима». По словам его организаторов, до сих пор предложения включить «Студзиму» в план «Зимниады» им не поступало.

В информационном вакууме

В среде иркутских туроператоров отношение к «Зимниаде» по-прежнему неоднозначное. С одной стороны, то, что из года в год она проходит под патронажем правительства Иркутской области, даёт компаниям – партнёрам фестиваля определённые плюсы.

– Одно дело, если я приду в МЧС или ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам. – «Иркутский репортёр») как частное лицо и попрошу обеспечить безопасность проведения того или иного мероприятия, и совсем другое, если я буду это делать от имени областного агентства по туризму, – объясняет разницу в подходах руководитель группы компаний «Клевер» Максим Хвостишков, который занимается организацией подлёдной рыбалки.

С другой стороны, многие из тур-операторов утверждают, что заработать на проведении фестивальных мероприятий им практически не удаётся. «В лучшем случае получается сработать в ноль», – говорят представители турбизнеса. В идеале же вместе с участниками марафонов, гонок и других мероприятий сюда должны ехать их семьи, друзья, а также люди, интересующиеся зимними видами спорта. «Тогда были бы заняты гостиницы, задействован транспорт и вся сопутствующая инфраструктура. Потому что мало кто едет с другого конца земли на Байкал на один-два дня, как правило, люди стараются увидеть за поездку как можно больше», – считает директор компании «Green Express» Вадим Копылов. И добавляет, что только в этом случае проведение «Зимниады» давало бы положительный экономический эффект для туристической отрасли региона в целом.

При этом мнения о том, почему такого мультипликативного эффекта от «Зимниады» не получается, у представителей туротрасли разделились. Кто-то считает, что всё дело в размытых сроках проведения фестиваля, это мешает привлекать туристов не на конкретное мероприятие – ледовый марафон или подлёдную рыбалку, а на фестиваль в целом. В компании «Гранд Байкал» уверены, что «Зимниаде» нужна более эффективная политика по продвижению.

–  В остальном это вполне жизнеспособный и перспективный проект даже в нынешнем формате, – считает представитель компании. – Но нужны хороший событийный календарь и поддержка властей в плане организации, в том числе это касается сопровождения спортивных и туристских мероприятий оперативными службами.

Впрочем, в компании «Байкалов» уверены, что Байкал в принципе не самое раскрученное место зимнего отдыха. «О зимнем Байкале вроде бы все знают, но провести здесь отпуск рискнут далеко не многие», – объясняет пресс-секретарь компании Александр Верхозин. По его мнению, весь вопрос в правильном позиционировании этого места. «Любая активность здесь может быть использована для достижения такого результата, будь то «Зимниада» или другое интересное мероприятие на зимнем Байкале», – считает Верхозин.

Серьёзным минусом является и слабое информационное сопровождение «Зимниады». Так, по мнению собеседников «Иркутского репортёра», сегодня фестиваль существует в условиях информационного вакуума: о нём не сообщают федеральные СМИ, не пишут в путеводителях и не рассказывают в передачах о путешествиях по всему миру. Люди же, как правило, планируют отпуск заранее, и если о фестивале становится известно за две недели, то мало кто соберётся приехать сюда из других регионов, а тем более из-за рубежа. Так, представители сразу нескольких компаний, организующих свои мероприятия в рамках «Зимниады», рассказывали, что некоторые гости прошлогоднего фестиваля начали узнавать о проведении нынешнего ещё прошлой весной. «А с лета уже регулярно слали заявки на участие», – приводит пример Алексей Никифоров. 

Именно поэтому представители турбизнеса надеются, что при правильном подходе к проведению «Зимниады» в нынешнем году положительный эффект можно будет увидеть в 2014-м. «В 2013-м надо удобрять почву», – образно выражается Александр Верхозин. И объясняет, что, если, к примеру, в этом году организаторы «Зимниады» сделают хорошую презентацию фестиваля на крупных туристических выставках в России и за рубежом, на следующий год можно ждать большего количества гостей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры