Отмороженный запуск
Предельная температура для надёжного запуска бензинового двигателя составляет 20 градусов ниже нуля, дизельного – минус 12, а турбодизеля – всего лишь минус 10 градусов. При использовании предпускового подогревателя она понижается, в зависимости от мотора, на 10–18 градусов. Таковы, как это ни странно, требования ГОСТ. Впрочем, в Сибири их не особо соблюдают, заводя машины и в тридцати-, и в сорокаградусные морозы. В том, как и с какими затратами обеспечить холодный пуск, разбирался корреспондент «Конкурента» Георгий БОРИСОВ.
Подход к поддону
Позвонив по номеру в одном из многочисленных объявлений, мы выяснили, что форс-мажорный запуск легковушки обойдётся от 800 до 1,5 тыс. рублей. Цена зависит от нескольких факторов. Это размер автомобиля, состояние двигателя, который нужно запустить, и возможность доступа к поддону картера двигателя – если на нём установлена защита, её приходится снимать, что удорожает процесс.
Впрочем, затраты владельца легковушки на её отогрев не сравнимы с той суммой, которую придётся выложить владельцу грузовика. «Если, скажем, приходится отогревать какой-нибудь «Фрейтлайнер», то мы берём почасовую оплату, – объясняет наш собеседник. – Она составляет 2,5 тысячи рублей». Впрочем, дороже для грузовиков обходится не только отогрев, но и предпусковые подогреватели – характеристики оборудования отличаются, да и объём работы несопоставим с легковушкой.
Тепло из электричества
Многие автовладельцы, в свою очередь, предпочитают один раз потратиться на подогреватель и не платить несколько раз за зиму тем, кто запустит их машину. Благо их выбор велик: на рынке можно найти модель на любой вкус и кошелёк, от недорогих российских «Северсов» до недешёвых немецких Webasto. Разнятся не только принципы работы устройств – если обычные «котлы» требуют подключения к электрической сети, то автономные обогреватели используют топливо из бензобака, штатный вентилятор печки и собственные органы управления, – но и дополнительные функции вроде возможности обогрева салона или зарядки аккумулятора.
Наибольшей популярностью пользуются электрические обогреватели. Принцип их работы заключается в том, что устройство подключается к стандартной сети напряжением 220 В, нагревает охлаждающую жидкость двигателя до определённой температуры, тем самым прогревая сам мотор. Перегрев антифриза исключён – в определённый момент срабатывает реле, отключающее подогреватель. Забортная температура при этом значения не имеет.
Одной из самых распространённых моделей является «Северс-М» – устройство, которое выпускает российское ЗАО «Лидер». В компании «Автономия», являющейся официальным дилером предприятия, отмечают, что покупают и устанавливают их достаточно часто, причём берут подогреватели владельцы как отечественных машин, так и иномарок. Этому, очевидно, способствует небольшая цена устройства: вместе с монтажным комплектом оно обойдётся в сумму от 1750 рублей за подогреватель выходной мощностью 1 кВт, который применяется на машинах с объёмом двигателя до 1,5 л, до 2,5 тыс. рублей за подогреватель на 3 кВт, устанавливаемый на большегрузные автомобили. Наиболее востребованное устройство на 1,5 кВт для легковушек с двигателем более полутора литров стоит 1850 рублей, версия с бамперным разъёмом, в которой провод с вилкой внутреннего соединителя (к нему подключается провод со штепселем для стандартной розетки на 220 В) может крепиться на решётку облицовки радиатора или бампер, потянет на 2350 рублей. Установка обойдётся ещё в 1,5 – 2 тыс., а в случае с грузовиками цена повышается на 500 рублей.
Впрочем, кто-то устанавливает подогреватели самостоятельно – описание процесса можно запросто найти в Интернете. Однако те, кто монтировал «Северсы» на свои машины, указывают на форумах, что неправильная установка чревата протечками антифриза. Указывают и на низкое качество стандартных шлангов, идущих в наборе с подогревателями. Но есть и те, кто с подобными проблемами никогда не сталкивался либо решал их путём нехитрых манипуляций, что лишний раз подтверждает старую как мир истину: «Сколько людей – столько мнений».
Для тех, кто с подозрением относится к продукции отечественного производства, есть импортные аналоги, например норвежские предпусковые обогреватели Defa. «По сути, это тот же стандартный котёл, – объясняет начальник сервисного центра автоцентра «Кузьмиха» Александр Казанков. – Только компания производит не универсальные подогреватели, а отдельные устройства для каждой модели двигателя. К тому же это модульная система, в которой к подогревателю двигателя можно подключить подогрев салона, зарядку для аккумулятора, таймер, дистанционное управление». В итоге и цена колеблется от 8 тыс. рублей за подогреватель сам по себе до 40 тыс. рублей за комплексное устройство. Но подобные цены автомобилистов не отпугивают. «За установкой к нам обращается достаточно много желающих», – отмечает Казанков, не называя, впрочем, конкретных цифр.
Тем, кто оставляет машину на платных стоянках, к затратам на покупку электрического подогревателя и его монтаж нужно будет добавить и расходы за «аренду» розетки, которую взимают владельцы «паркингов». Плата относительно невелика – в среднем 50 рублей за ночь, – однако за месяц холодов к расходам на эксплуатацию машины может добавиться существенная сумма. Владельцы собственных гаражей с этой проблемой не сталкиваются. То же касается и тех, кто оставляет машину под окнами дома. В прошлом году во дворе хрущёвки в Академгородке можно было наблюдать японскую малолитражку, от которой кабель длиной в два-три десятка метров тянулся через весь двор к форточке на первом этаже. Для того чтобы он не мешал пешеходам и проезжающим машинам, провод был уложен в ложбинку, выдолбленную в спрессовавшемся снегу со льдом.
Жидкостная автономия
Проблему с поиском розетки и платой за электричество можно решить, установив жидкостный подогреватель. Он работает исключительно на топливе из бака автомобиля, которое подаётся в горелку и используется для нагрева проходящего через теплообменник устройства антифриза. При этом помимо прогрева двигателя обеспечивается и прогрев салона – по достижении определённой температуры охлаждающей жидкости включается вентилятор печки. Расход топлива в случае, скажем, с подогревателем наиболее известной марки Webasto не превышает 0,5–0,7 л в час. Расходы получаются относительно невелики, вдобавок мотор не изнашивается так, как это происходило бы при запуске «на холодную».
Конечно, начальные затраты внушительны: как сообщил заместитель директора компании Magic Systems Андрей Андреев, отопитель для легковой машины вместе с установкой обойдётся в 44 тыс. рублей. Для грузовиков цена выше на 10 тыс. рублей. При этом под капотом должно быть достаточно места для монтажа устройства. Впрочем, случаи, когда его не оказывалось, крайне редки. К тому же осенью на рынке появился новый подогреватель серии Thermo Top Evo, который меньше и легче предшественников, так что его можно устанавливать на машины с плотно скомпонованным подкапотным пространством. Добавим, что сравнительно высокая цена жидкостных отопителей не охлаждает пыл покупателей: наш собеседник констатировал, что «в сезон каждый день устанавливают не по одному подогревателю».