После каникул
Сначала в предновогодней суете, а после – в вегетативной отпускной расслабленности с лёгкостью можно было пропустить события культурной жизни, произошедшие под праздничный шумок. Мы выбрали те из них, на которые стоило обратить внимание и ещё есть возможность это сделать.
Старомодная комедия в драмтеатре
Последнюю премьеру прошлого года Иркутский драматический театр имени Охлопкова выпустил прямо перед праздниками – 27 декабря. Пьесу Алексея Арбузова «Старомодная комедия» о любви двух немолодых людей поставила на камерной сцене приглашённая из Москвы Ольга Румянцева, когда-то служившая в иркутском театре в качестве актрисы. «Представление в восьми картинах» (так рекомендуется жанр постановки) перед зрителями разыгрывают всего два артиста – Ольга Шмидгаль и Яков Воронов.
Бывшая актриса, а ныне кассир московского цирка Лидия Васильевна Жербер – «решительно незамужняя», но и немолодая горожанка, приехала отдохнуть в санаторий на Рижском взморье. Будучи особой взбалмошной и эксцентричной, она не даёт покоя соседям, по ночам лазая через окно в сад, а по утрам распевая песни.
Угрюмый вдовец Родион Николаевич, главврач санатория, вынужден отреагировать на сигналы недовольных отдыхающих, с тем чтобы провести с не в меру жизнелюбивой пациенткой воспитательную беседу, а при необходимости принять меры. Столкновение столь непохожих друг на друга характеров в конечном счёте приведёт к истории любви, неожиданно возникшей на прибалтийском побережье. Будут и прогулки под луной, и залихватские танцы в парке, и домашние котлетки в больничной палате, и неловкие признания на скамейке – словом, любви все возрасты покорны. И несмотря на то что в спектакле, в самом названии которого содержится слово «комедия», действительно много юмора, любовь в нём выглядит прежде всего трогательно, а вовсе не смешно.
Безусловно, в этом заслуга Якова Воронова и Ольги Шмидгаль, исполняющих главные роли. Опытнейшие артисты, они разыгрывают эти сценки с таким мастерством и тактом, что почти после каждого эпизода (а их в спектакле восемь) зрители не удерживаются от аплодисментов. В декорациях, созданных Александром Плинтом, всё происходит открыто, вплоть до переодевания героев к новой картине, в каждой из которых герои всё больше сближаются.
Ольге Румянцевой, поставившей спектакль, знакомы не только артисты, но и сцена, ведь она сама играла в этом театре несколько ролей. Выпускница Иркутского театрального училища, она сначала трудилась в Нижегородском областном драматическом театре, а потом вернулась в Иркутск, где работала не только в драматическом театре имени Охлопкова, но и в «Театре пилигримов». Впрочем, тяга к режиссуре через некоторое время заставила её вместе с артистом Игорем Аникиным создать собственный камерный театр «Дар», где за восемь лет они поставили шестнадцать спектаклей, а после привела в Москву, в Театральный институт имени Бориса Щукина на курс Леонида Хейфеца.
Пьеса, написанная в 1975 году, в её постановке смотрится так, как будто существует вне времени. Только иногда некоторые детали напоминают о советском прошлом и вызывают едва ли не ностальгическую улыбку. В то же время они обыграны с юмором, так что обращение «товарищ Жербер» не может не вызывать смех в зале. Впрочем, и без этого все знают, насколько искромётные диалоги умел писать Арбузов. Полуторачасовая постановка пролетает даже слишком стремительно, но артистам веришь во всём, и настолько, что, если открыть спустя время оригинальную пьесу, в репликах героев будут слышаться именно их голоса и интонации.
Ближайшие показы «Старомодной комедии» на камерной сцене Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова состоятся 24, 26 и 27 января.
Виталий Смагин в «Сукачёвке»
Один из самых известных и титулованных художников Приангарья, Виталий Смагин, открыл накануне Нового года свою персональную выставку в Иркутском областном художественном музее имени Сукачёва. Экспозиция, посвящённая 75-летию автора, состоит из 70 работ разных лет.
Народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор, основатель и заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи НИ ИрГТУ – наверное, все звания и достижения Виталия Смагина сложно будет перечислить. Да это и ни к чему, важно, что и в свои 75 лет он остаётся крайне деятельным художником и мощным наставником для молодых авторов. Многие из них в своём творчестве до сих пор несут печать таланта учителя, видную невооружённым взглядом, а искусствоведы Приангарья с уверенностью утверждают, что в Иркутске есть «Смагинская школа».
Впрочем, на выставке Виталий Смагин представляет не своих учеников, а собственное творчество, которое на протяжении долгой жизни претерпевало множество изменений. Получивший прививку классической русской реалистической школы сначала в Иркутском художественном училище, а затем в Ленинградском художественно-промышленном училище имени Мухиной на отделении монументально-декоративной живописи, в начале пути он был прежде всего реалистом, но всегда старался искать новые формы для выражения своей личной художественной правды.
Сегодня его творчество обращено к мифам, а сам он тяготеет к ассоциативной живописи, поэтому пейзажи, так любимые автором, всё чаще теряют конкретные очертания, обращаясь к некому праязыку с одной стороны, и к зрительскому подсознанию – с другой. Большие яркие полотна эмоциональны, если не сказать экспрессивны, будто стараются достучаться до зрителя. Автор давно убеждён, что чувство сильнее реальности.
Особое внимание искусствоведы художественного музея обращают на цикл работ, посвящённых Глазковскому предместью и его Кайской роще, находя в них тайну мироздания и духовные искания мастера. Сам же он признаётся, что хотел назвать всю экспозицию «Кайская роща», поскольку считает это место святым. Именно поэтому ядром выставки стали пейзажи «с тайным размышлением». Как бы то ни было, юбилейная экспозиция Виталия Смагина – редкая возможность столь полно познакомиться с одним из самых интересных художественных явлений Иркутской области.
Выставка Виталия Смагина будет работать в главном здании Иркутского художественного музея на Ленина, 5, до 27 января.
Молодое кино в «Художественном»
В репертуаре КДЦ «Художественный» на новогодних каникулах появился фильм «Всё просто» начинающего режиссёра Сони Карпуниной. Дебютантка в полнометражном кино, она уже успела засветиться в картине Сергея Соловьёва «Одноклассники» в качестве исполнительницы главной роли и автора сценария, а теперь продолжает рассуждать о судьбах своего поколения — того самого народившегося креативного класса, представителям которого сейчас по 25–30 лет.
На уровне содержания Карпунина, понятно, Америки не открывает: у молодых людей на уме лишь любовь, и название фильма в этом смысле выкупает его с обезоруживающей откровенностью. Хотя душевные терзания героев, наоборот, заявлены как статус семейных отношений в социальных сетях – «всё сложно».
Студентка престижного экономического вуза Надя (Соня Карпунина) едет в Москву из Лондона, чтобы повидаться со своим возлюбленным Женей (Константин Крюков), который уже оставил учебу ради карьеры в крупной компании. Спонтанные каникулы практически сразу омрачаются неожиданной находкой под кроватью – дорогим женским кольцом, что, по мнению Нади, даже хуже, чем девичьи трусы. Принц на белоснежном «Ягуаре» тут же отправлен в отставку, а девушка в кашемировом манто остаётся на улице без копейки денег и с обратным билетом только через неделю, который почему-то нельзя поменять. Единственным человеком, к кому она может обратиться за помощью в этой ситуации, оказывается её школьная подруга Дина (Агния Кузнецова), которая увлекает её в недельный трип по московским кабакам с виски-колой и богемным коммуналкам с водкой. В процессе постоянного распития спиртного Надя будет разбираться со своей жизнью и потихоньку влюбляться в начинающего кинорежиссёра Бориса (Клим Шипенко).
Сама начинающий режиссёр, Соня Карпунина снимала историю о том, что знает лучше всего, то есть о своём поколении, а значит, в конечном счёте о себе. И действительно, в фильме много чего перекликается с её личной биографией. Это она по настоянию родителей после школы пошла учиться на экономический и, пока не оказалась на стажировке в Лондоне, не осознала, что это совсем не то, чем ей хочется заниматься в жизни. Это её любимые заведения «Маяк» и «Жан-Жак», легко опознаваемые в фильме, в которых ей нравится тусоваться. А Клим Шипенко, который выступил соавтором сценария, продюсером картины и сыграл в ней нового возлюбленного Нади, действительно снял в своё время короткометражку «Ночной экспресс», упоминаемую в картине, а в реальной жизни является мужем Сони Карпуниной.
С остальными актёрами, исполняющими главные роли, Соня тоже была знакома задолго до съёмок и даже переписывала героев первоначального сценария специально под них. Разумеется, это ощущение междусобойчика отразилось и в фильме. Но не в плохом смысле, как это раз за разом всё хуже и хуже делают ребята из «Камеди Клаб», а в самом положительном, как в «Шапито-шоу», когда уютная дружеская атмосфера, царящая среди участников процесса, естественным образом переносится на экран.
Но ещё более атмосферной получилась в фильме собственно Москва. Будучи поклонницей Вуди Аллена, Соня Карпунина показывает столицу с такой же любовью, с какой её кумир на протяжении десятилетий снимал Нью-Йорк, а теперь являет миру на больших экранах главные города Европы. Многим будет приятно узнавать места, в которых снимались те или иные сцены, а для тех, кто никогда не бывал в белокаменной, есть хороший повод проникнуться как минимум симпатией к столице нашей родины. В фильме даже площадь трёх вокзалов снята так, будто это самое прекрасное место на земле.
Но важно даже не это. Молодая (Соне Карпуниной всего 26 лет) режиссёрша, сценаристка и актриса в одном лице сумела сделать очень крепкое жанровое кино, рассчитанное на самую широкую аудиторию. И оно при этом осталось авторским, умным, не пошлым и действительно талантливым, что в наше время большая редкость. И пусть по факту это всего лишь романтическая комедия с элементами мелодрамы, сделана она с таким вкусом, что в очередной раз вселяет надежду в российский кинематограф.
Фильм «Всё просто» будет идти в кинотеатре «Художественный» до 16 января.