издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дело – табак

Против антитабачного закона не рискнули голосовать даже самые заядлые курильщики-депутаты

  • Автор: Владимир ДЁМИН, «Восточно-Сибирская правда»

В минувшую пятницу, 14 декабря, Государственная Дума приняла в первом чтении проект Закона № 163560-6 «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Закон, за который проголосовали 429 депутатов, уже оценили как репрессии против курильщиков, но репрессии отложенные: в полной мере все положения закона начнут действовать только в 2016 году.

У нас всё плохо

Судьба законопроекта, внесённого на рассмотрение Государственной Думы правительством Российской Федерации в октябре 2012 года, была предсказуема, как ни у какого иного – будет принят, причём в кратчайшие сроки и с минимальными поправками. Даже самые заядлые курильщики из числа депутатов, поднявшие в своё время шум по поводу отсутствия в здании Государственной Думы комнат для курения, не рискнут голосовать против закона, направленного на защиту здоровья и жизни граждан страны. Представлявший закон заместитель министра здравоохранения Сергей Вельмяйкин не жалел чёрной краски для описания ситуации: в России курят более 40% взрослого населения, или 44 млн. человек, а 80% всего населения ежедневно становятся пассивными курильщиками, то есть вдыхают чужой дым. Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) утверждает, что ежегодно в России 400 тысяч человек умирают от болезней, вызванных именно курением. 

Невозможно представить, что депутаты всего этого не знали раньше. Большинство – люди взрослые, получили образование ещё в СССР, а уж в те времена антитабачная агитация была поставлена намного лучше, чем сейчас: курили около половины мужчин и всего 5% женщин (в 2000-х соответственно 65% и 20%). Удивить их могли разве что какие-то детали. В мире курит каждый третий, в год от курения умирают от 6 до 7 млн. человек (по одному человеку каждые 4-5 секунд); по количеству выкуриваемых в год сигарет Россия занимает седьмое место в мире; по количеству курящих женщин – шестнадцатое. Немаловажный штрих: по данным всё той же ВОЗ, число курильщиков растёт в развивающихся странах, и чем выше положение страны в рейтингах социальноэкономического развития, тем быстрее сокращается в ней количество курильщиков. Есть, правда, исключения: в государстве Бутан вот уже восемь лет запрещены и курение, и ввоз табака в любом виде. По темпам роста числа курильщиков Россия, претендующая в глазах государственных чиновников и депутатов на место в первой десятке мировых держав, никак не соответствует этим притязаниям. 

Нельзя исключить и такое объяснение внезапно проявившегося стремления государства побороться за здоровье граждан, как его же, государства, нежелание бороться с другими вредными факторами. Российские города уверенно занимают первые места в рейтингах экологического неблагополучия. Причём вслед за Норильском, занимающим первое место в мире по количеству выбросов, устремились и другие города и целые регионы: в 2010 году, например, в Ненецком автономном округе, Республике Калмыкия, Республике Северная Осетия-Алания и Архангельской области количество промышленных выбросов выросло на 20%, а уровень промышленного производства кое-где даже снизился. В рейтингах той же ВОЗ по уровню здоровья населения Россия занимает место в конце первой сотни, а по качеству медицинских услуг – ниже 120 места. Почему бы не начать с того, что напрямую зависит от политической воли депутатского корпуса и не лезть в личные дела граждан? Вопрос, разумеется, риторический. 

Как сделать хорошо

Парадокс борьбы с табаком заключается в том, что борьба эта началась раньше, чем заморская трава прижилась в Европе: один из членов экспедиции Колумба был по возвращении в Испанию немедленно посажен в тюрьму за попытку курения, предпринятую в Новом Свете. В России за курение табака при первых царях династии Романовых могли казнить, а за хранение – пытать. Примечательно, что табак был легализован Петром I за большую сумму денег, полученную от английской компании, занимавшейся импортом табака, – по сути, это был пример коррупции на высшем государственном уровне. 

Попытка защитить население страны от курения, предпринятая правительством в рассматриваемом законопроекте, стала далеко не первой – формально в России действует федеральный закон №148-ФЗ от 1 декабря 2004 года. Многие сейчас не поверят, но вот уже восемь лет как у нас установлен запрет на «…курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полёта менее трёх часов, в закрытых спортивных сооружениях, учреждениях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведённых местах для курения табака». И что – есть признаки, что этот закон соблюдается? Ну разве что помимо курения где попало, практиковавшегося и ранее, стали курить ещё и в специально отведённых местах.

Методика расчёта минимальных розничных цен на табачную продукцию предусматривает ежегодное увеличение цен на сигареты на уровне, превышающем индекс потребительских цен на продовольственные товары

С особым цинизмом нарушается этот закон в городском общественном транспорте, где редкий водитель откажет себе в удовольствии затянуться чем-нибудь недорогим и вонючим прямо на ходу. О фактах проведения проверок и наказанных курильщиках никто никогда не слышал. Стоит ли удивляться, что, по данным и ВОЗ, и отечественного Министерства здравоохранения, количество курильщиков в стране только растёт – несмотря на неуклонное ужесточение текстов законов. Запрет на курение в самолётах, особенно в дальних рейсах, продолжающихся по 10–12 часов, может завершиться столкновениями курильщиков с экипажем и другими пассажирами; в общественном транспорте стран Евросоюза, где подобные ограничения уже введены, такое случалось. А у нас ведь далеко не Европа. 

Правительство стоит поблагодарить хотя бы за настойчивость: не выполняется один закон – примем ещё один, такой же. В который уже раз за-прещено курение везде, кроме специально отведённых мест «на открытых территориях и в специально выделенных изолированных помещениях, оборудованных системами вентиляции». Помещения придётся оборудовать в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, на рынках, в предприятиях общественного питания и даже в многоквартирных домах. Кто будет вкладывать в это средства – и явно очень немаленькие, – в законе не оговаривается. Особое внимание депутаты и парламентские журналисты обратили на тот факт, что с принятием нового закона нельзя будет курить в самолётах независимо от продолжительности полёта (раньше нельзя было курить, если полёт продолжался менее 2,5 часа) и на расстоянии менее 10 метров от «входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов». Смысла в этой мере имеется ровно столько, сколько будет желания у полиции заниматься борьбой с курильщиками, а у владельцев помещений – готовности отмерять на прилегающей территории заповедные 10 метров. 

Гораздо более интересные меры снижения спроса на табачные изделия путём увеличения акцизов авторы законопроекта оставили за федеральным правительством. И меры эти будут жёсткими: методика расчёта минимальных розничных цен на табачную продукцию предусматривает ежегодное увеличение цен на сигареты и другие табачные изделия на уровне, превышающем индекс потребительских цен на продовольственные товары. Такая политика, безусловно, облегчит выполнение второго пункта статьи 14 нового закона, в которой сказано, что население Российской Федерации необходимо информировать «об отрицательных экономических и медицинских последствиях по-

требления табака» (заметим, что экономические стоят на первом месте – язык рубля считается более понятным всем категориям населения), о преимуществах прекращения потребления табака и даже о табачной промышленности. Видимо, осознание того факта, что подавляющее большинство табачных фабрик принадлежит иностранным корпорациям, должно каким-то образом воздействовать на патриотическую железу части курильщиков – если уж цена пачки сигарет не действует на кошелёк. 

Уговоры и приговоры

Обязанность проводить просветительскую работу возложена на учреждения образования и работодателей, которым придётся воспитывать работников прямо на рабочих местах. На себя государство берёт информационные кампании в средствах массовой информации, участвовать в них придётся – в меру своих слабых сил – и органам местного самоуправления. Что-то подсказывает: положительного эффекта от таких разъяснительных кампаний мы дождёмся примерно в то же время, когда начнутся массовые посадки чиновников за коррупцию и увольнения за фальсификацию результатов выборов. Теоретически возможно, но вся практика правоприменения этому допущению противоречит. 

Самой пространной оказалась в законопроекте статья 15, посвящённая запрету рекламы табачных изделий. Запрещено раздавать табачные изделия бесплатно, применять скидки в любом виде (а заодно и назначать цену ниже минимальной, установленной государством), использовать логотипы табачных компаний на любых изделиях. Чтобы испортить имидж табачным компаниям, закон запрещает им «организацию и проведение …любых акций и мероприятий в сфере образования, физической культуры, спорта, здравоохранения и культуры, а также оказание… любой помощи образовательным, физкультурно-спортивным организациям, организациям здравоохранения и культуры». 

Тексты современных законов частенько становятся своего рода «капсулами времени», сохраняющими для потомков полный список всех способов распространения и воспроизведения информации. Табачные изделия и процесс их потребления запрещены к показу в «предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю». Интернет, как видим, в список не попал – то ли авторы законопроекта не считают его аудиторию достаточно большой, чтобы обращать на это внимание, то ли оставили табачным компаниям лазейку. Депутаты обещали прикрыть её, внеся соответствующую поправку перед вторым чтением. В этом случае табачным кампаниям остаётся либо уходить с рекламой на страницы печатных изданий (о которых в законе ни слова), либо придумывать что-то новое – проецирование рекламы лазером на стены, например. 

Ударив одной рукой по крупным производителям, другую правительство протянуло крупным торговым сетям: розничная продажа табака будет разрешена (возможно, только на время, до следующего приступа борьбы с курением) в магазинах площадью более 50 квадратных метров, лишь в сельской местности допускается торговля в магазинах по 25 метров или развозная торговля. На выставках, ярмарках и через торговые аппараты, на расстоянии 100 метров до территории ближайшего учебного заведения, на открытых территориях и в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, на станциях метрополитена, в гостиницах торговля табачными изделиями безусловно запрещена. Возрастные ограничения остаются прежними: запрещено продавать табачные изделия несовершеннолетним. Некоторые депутаты в ходе обсуждения закона высказывали желание ввести дополнительное ограничение по продаже табака беременным женщинам – невзирая на возраст. 

Спор снаряда и брони

Борьба с табаком – как и алкоголем, наркотиками и игровой зависимостью – напоминает известный военным инженерам бесконечный спор снаряда и брони: артиллеристы используют снаряд конической формы – танкисты увеличивают толщину брони. Появляется подкалиберный снаряд – в броню добавляют присадки, увеличивающие вязкость. В ответ на изобретение кумулятивного снаряда танки обвешивают активной бронёй, и так далее. Казалось бы, в новом законе не сказано только одно: государ-

ство будет премировать авторов наиболее жутких или остроумных демотиваторов, воздействующих на людей намного эффективнее любой социальной рекламы. Правительство пока требует всего лишь «украсить» пачки сигарет наиболее устрашающими картинами с изображениями полуразложившихся лёгких, печени, сердца и прочих органов. 

Реализация предлагаемых законопроектом мер, сказано в пояснительной записке к законопроекту, «позволит сократить к 2016 году количество курящих на 40–50% и снизить смертность на 150–200 тысяч человек в год». Результат вполне достойный, и можно было бы только радоваться, если он будет достигнут. Смущает только срок и тот факт, что реализацией будут заниматься те же самые люди, которые из года в год проваливают борьбу с алкоголем и наркотиками. Похоже, конкуренцию «снаряда и брони» можно завершить единственным способом – применив законодательный аналог бомбы. Да-да, как в Бутане…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры