издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Будущее подземных лабиринтов

Под занавес прошлого года, в день, когда весь мир ждал, случится конец света или нет, в Иркутске проектировали будущее. Любопытно, что происходило это в Белом доме, бывшей резиденции иркутских генерал-губернаторов. Знаменитые иркутские градоначальники смотрели с портретов на группу студентов ИГУ, которые в режиме мозгового штурма искали альтернативные пути развития Иркутска. За несколько часов в зале вспомнили, что Иркутск не только столица Восточной Сибири, но и город, стоящий на пересечении трёх рек, город Колчака, бабра и «красивых людей», а также место скопления большого количества научных институтов и вузов. На первой в Иркутске форсайт-игре побывала Татьяна Постникова.

Предельно ненаучно

Специально для того, чтобы провести в Иркутске форсайт-игру, сюда приехал футуролог и специалист по долгосрочному прогнозированию Артём Желтов. Он также известен как автор стратегий социально-экономического развития примерно десятка регионов России, работ о перспективах атомной энергетики в стране и мире, науки и здорового образа жизни. Плюс массы других интересных проектов. При этом Артёму всего 32 года, он живёт в Петербурге, свободно говорит на английском, испанском и французском, а со словарём разбирается и в японских иероглифах, пишет книги и много путешествует.

В Иркутск Артём приехал по приглашению Межрегионального института общественных наук при ИГУ. За время короткой поездки успел побывать на Байкале, где в 30-градусный мороз его поразил вид незамерзающего озера, поел омуля и прогулялся по городу. Интересно, что читать лекцию по долгосрочному прогнозированию в Иркутске Артёму пришлось в день очередного конца света. «Лекция закончилась, машинка отработала, конец света так и не случился», – написал он позднее у себя на страничке в Facebook’e. Сам по себе парадокс составления прогнозов в такой день Артёму понравился. Поэтому лекция началась со слов, что всё происходящее «предельно ненаучно».

– Порой свежий взгляд на проблему куда важнее научного, – сразу предупредил он участников игры. – По моему личному опыту, учить кого-то чему-то совершенно бесполезно. Лучше дать инструмент и научить им пользоваться. А дальше сами справитесь.

После этого последовало небольшое отступление на тему, чем прогнозирование отличается от долгосрочного планирования («Планирование возможно максимум на семь лет, а нормальное прогнозирование только от таких горизонтов и начинается»), кто им должен заниматься («Тут не обойтись без бизнеса, заинтересованной общественности и других «желающих странного» людей») и тонкостей процесса («Не надо удивляться, что странные, даже безумные конструкции иногда приводят к рождению хороших идей»). В итоге возникло сравнение с «британскими учёными», которые уже давно работают на получение не практически полезного, а прикольного знания. Его популярность Артём объяснил тем, что «прикольную идею проще продать». 

– И часто значительно проще реализовать, – считает он. Что, по мнению Артёма Желтова, иногда важнее аргументов о том, что та или иная идея увеличит прибыль на 2,5% и оптимизирует производственные процессы.

Место обитания бабра и золото Колчака

Приглашённые на игру студенты ИГУ призыв почувствовать себя немного «британскими учёными» восприняли с энтузиазмом. В итоге первое задание – найти три полезных мифа про Иркутск – превратилось в настоящий мозговой штурм. После того как традиционные варианты о том, что Иркутск – город молодёжи, культурная столица Восточной Сибири, место ссылки декабристов и город на Ангаре, закончились, собравшиеся перешли на поиск более экзотичных версий. 

– Азиатская Венеция, – предложил кто-то по аналогии с Северной Венецией, напомнив, что Иркутск стоит на пересечении трёх рек. 

– Иркутск – город, по которому ходят медведи, – предложила другая группа студентов. 

– Место обитания бабра, – продолжили генерировать идеи собравшиеся. 

Далее всплыли варианты о том, что Иркутск – город подземных лабиринтов, место, где спрятано золото Колчака, «город красивых людей» (такую рекламу всё лето можно было увидеть на асфальте. – «Конкурент») и даже город – пуп Земли (по аналогии с «Иркутск – середина Земли»). 

Поиск мифов об Иркутске закончился так же стремительно, как и начался. После этого каждая группа участников игры должна была, отталкиваясь от мифов, предложить три направления развития города. Правда, ограничивать фантазию на этом этапе всем собравшимся также не рекомендовали. Однако версии всё равно уже были более серьёзные: одни вспомнили про агломерацию и «Большой Иркутск», другие – про научный и культурный потенциал города, третьи предлагали развивать туризм. Масштабы предложений студентов поражали воображение: начиная от вариантов, что в Иркутске нужно построить большой студенческий кампус по типу американских и европейских университетов, и заканчивая предложениями позиционировать город как мировой центр шаманизма.

В конце игры каждая из групп рассказала о том, как они видят будущее Иркутска. Вместе с вполне реалистичными предложениями о том, что нам нужно развивать архитектуру и культуру, а также научный, туристический и исторический потенциал, нашлось место сумасшедшим идеям. Вроде того, чтобы установить точки доступа к Wi-Fi по всему побережью Байкала, обвешать город QR-кодами, по которым смогут ориентироваться туристы, и объединить Иркутск с Листвянкой. 

А если серьёзно

Впрочем, итог игры был вовсе не шуточным. По мнению Артёма Желтова, самым реалистичным для Иркутска сценарием является превращение его в «культурную столицу». 

– В него с наибольшим удовольствием играли участники, там было больше всего проектных и просто интересных идей, обладавших аргументацией и наиболее понятных разным субъектам, – объяснил он. – Плюс этот сценарий может быть реализован силами самого Иркутска, без привлечения внешних денег, игроков, федеральных проектов и прочего. Всего-то и делов – заняться наконец собственной городской средой, качеством жизни и увидеть свою «культурную самость». У меня сложилось впечатление, что именно этот вариант является для города наиболее внутренне приемлемым и, как сегодня принято говорить, экологичным.

По мнению собеседника «Конкурента», главное преимущество Иркутска при выборе такого сценария в том, что у него есть исторический центр. «У вас есть место, где можно пройтись. В городе в этой сфере огромный потенциал: начиная от торговых улиц и заканчивая реконструкцией кварталов. Может показаться странным, но такое есть далеко не везде», – сказал он. Однако тут же подчеркнул, что наличие исторической застройки в городе одновременно его сильная и слабая сторона. Так как качественное развитие исторического центра – самая дорогостоящая, сложная, конфликтная составляющая из всех возможных. 

– Здесь я бы согласился с результатами форсайт-сессии, – объяснил Артём Желтов. – Иркутску надо «почувствовать центр тяжести внутри себя» и начать заниматься собственной городской и культурной средой. И уж если с кем-то здесь и конкурировать, то с Санкт-Петербургом. На меньшее Иркутск всё равно не согласится.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры