«Тяжёлая схема»
Работа Байкальского целлюлозно-бумажного комбината встала 30 декабря и может не возобновиться до конца января. Как говорят на предприятии, из-за затяжных морозов и недостатка финансирования возникли трудности с поставками лесосырья и химикатов, а наступление нового этапа банкротства, в ходе которого на комбинате 19 декабря началось конкурсное производство, принесло проблемы с оформлением документации. По некоторым данным, БЦБК возобновит работу с 16 января, однако назвать эту дату точной никто не решается.
Комбинат остановили накануне новогодних праздников. Большинство сотрудников отправили в административный отпуск, на производстве остались только ответственные за безопасность. БЦБК, согласно официальным данным, простоит без работы до 16 января. «Но, вероятно, этот срок будет продлён до конца января, – признал источник на предприятии, пожелавший остаться неназванным. – Приостановка связана с тем, что комбинат вошёл в конкурсное управление. С этим связан ряд юридических процедур, в частности, открытие новых счетов, перезаключение договоров с поставщиками сырья. Кроме этого, стояли сильные затяжные морозы, особенно по северу, где идёт заготовка леса. Доходило до того, что техника не выдерживала и заготовки останавливали. Нехватка сырья сложилась из-за недостатка финансирования и погодных условий».
По прежней схеме поставок сырья, разработанной летом 2011 года, комбинат проработал год, но к завершению процедуры внешнего управления стало ясно, что «перебоя не избежать, поскольку правовой статус должен был измениться», пояснил наш собеседник. Комбинат признали банкротом 19 декабря, конкурсное производство открыто на срок до 5 июня 2013 года. Внешний управляющий Александр Иванов тогда же стал конкурсным управляющим. В своём отчёте он отметил, что провал внешнего управления связан в основном с неблагоприятной конъюнктурой рынка и ошибками, допущенными в оценке технического состояния БЦБК.
Следующим этапом банкротства завода станет распродажа принадлежащего ему имущества. Требования кредиторов, крупнейшим среди которых является Альфа-Банк, составляют 2,862 млрд. рублей. Ранее Внешэкономбанк заявлял о намерении выкупить у Альфа-Банка долг комбината, однако конкретную сумму, устроившую бы обе стороны, не называли. Не обнародуют в
ВЭБе и объём открытой кредитной линии, на средства которой, как уточняет пресс-служба правительства Иркутской области, происходит индексация заработной платы работников и обеспечение производства сырьём, химикатами и топливом для ТЭЦ. За счёт этих денег приостановленный комбинат функционирует и сегодня.
«Ситуация сложная, но контролируемая, – подчёркивает собеседник «Конкурента». – Работают очистные, работают ремонтные бригады на ТЭЦ, работает лесозаготовительный цех на приёмке леса. Есть люди на приёмке других необходимых материалов. То есть всё готовится к тому, чтобы приступить к работе, когда накопится необходимый запас сырья». Представитель БЦБК также заметил, что остановка проходила с предварительной подготовкой, поэтому вероятных негативных последствий удастся избежать. «Время перерыва используется для проведения ремонтных и профилактических работ», – добавил источник.
Новая схема, по которой планируется запустить комбинат после простоя, также не даёт радужных перспектив. «Схема тяжёлая, – отметил представитель предприятия. – Однако кредитная линия ВЭБа начала реализовываться в последние дни перед Новым годом, когда была погашена задолженность за уголь и произведены зарплатные выплаты. ВЭБ как государственная корпорация взял ситуацию под контроль и декларировал, что деньги есть, но это не значит, что их можно тратить как попало, поэтому много внимания сейчас уделяется финансовому планированию».