издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Долгой жизни тебе, вокзал

  • Автор: Алла ТИРСКИХ

Братск называют городом трёх вокзалов. Пассажира, впервые покупающего железнодорожный билет в этот северный город, кассир обязательно попросит уточнить, до какой именно станции требуется доехать. Вместе с тем у города с советских времён в состоянии недостроя имеется ещё один вокзал. Он расположен в Центральном округе Братска в районе автостанции у платформы остановки электрички, курсирующей от города до алюминиевого завода.

Многие горожане ратовали за то, чтобы довести до ума именно этот объект, сделав его главным железнодорожным терминалом в городе трёх вокзалов. Однако новый серо-синий красавец расправил свои крылья  на Падунских Порогах. Это и понятно: ведь транзитная магистраль в районе автовокзала не проходит, и поезда дальнего следования не будут заходить в тупик. Остановиться на варианте строительстве вокзала на станции  Анзеби тоже было бы неверным шагом. Эта станция находится в санитарно-защитной зоне БрАЗа, откуда ведётся переселение жителей. Ещё аргумент – вокзал должен быть в одинаково доступном месте для горожан, проживающих во всех трёх довольно отдалённых друг от друга округах. К тому же воздушные ворота города – международный аэропорт – расположены ближе всего (8 км) именно к новому вокзалу.

Там, где шумел порог

Проанализировав все за и против, железнодорожники договорились с городскими властями построить братский вокзал на станции Падунские Пороги, которая географически расположена практически посередине между Центральным и Правобережным округами города. Важно и то, что до вокзала ведёт хорошая федеральная автотрасса, по ней жители из центра города доберутся до вокзала за то же время, что тратили на путь  до станции Анзеби. Так что новый объект можно назвать плодом компромисса. Главное, что город получил современный вокзал.

С вводом нового здания вокзала станция на 316 километре участка Тайшет – Лена откроет очередную страницу своей истории. Ровно 65 лет назад, в декабре 1947-го, был проложен железнодорожный путь до старого Братска, куда пришёл первый поезд с четырьмя вагонами-теплушками. В полную эксплуатацию этот участок в виде узкоколейки пущен через четыре года. Тогда же было построено здание вокзала, получившего своё название по имени коварного рельефа Ангары в месте перекрытия реки плотиной Братской ГЭС  – Падунские Пороги. Вскоре по железнодорожному пути пошли эшелоны с первостроителями Братской ГЭС. Шестидесятые годы прошлого века с устремлением экономики страны по направлению Байкало-Амурской магистрали дали новый импульс развитию северного железнодорожного пути.

Отвечающее уровню вокзала третьего класса здание с тех пор ни разу не обновлялось капремонтом. Не было здесь и признаков инфраструктуры, столь привычных глазу пассажира на станциях солидных городов. Коротать время в ожидании поезда на Падунских Порогах было не всегда комфортно, несмотря на усилия персонала. Между тем ежесуточно эти транспортные ворота Братска обслуживают более 250 человек. В месяц получается свыше 7,5 тысячи. Летом нагрузка на вокзал возрастает многократно. Эти обстоятельства и подтолкнули местные власти Братска объявить тендер на создание проекта целого транспортного городка вблизи вокзала. Когда Восточно-Сибирская железная дорога один за другим стала сдавать современные вокзалы на станциях региона (Тулун, Вихоревка, Заудинская, Тайшет, Зима, Слюдянка), надежд у города прибавилось. 

Плюс духовная составляющая

Главный инженер проекта Падунских Порогов Галина Толстая изначально определила сложность объекта, потому что к началу работ титул стройки из просто вокзала вырос уже в транспортный комплекс с обустройством прилегающей территории, перрона, подземного перехода от близлежащего жилого микрорайона. Таких проектов, по признанию проектировщиков, фирма прежде не делала. Головной болью для них стали особенности ландшафта. Станция по уровню находится намного ниже городских застроек. Разработчики решили и эту проблему. Важно и то, что на время строительства действующий вокзал работал в прежнем режиме. 

А в середине осени этого года, когда на облицованном здании вокзала уже светилась вывеска с названием станции и вокзальные часы вели отсчёт времени, был заложен фундамент ещё одного объекта. Им стала православная часовня, построило которую общество с ограниченной ответственностью «Леспромхоз 2009». И это тоже проект РЖД. Пассажирам многих стран давно уже стали привычны часовни-памятники на вокзалах, в аэропортах. Здесь можно помолиться о безопасной поездке и поставить свечку за благополучное возвращение домой. Программу строительства часовен «Память сибирских праведников. В дорогу с Богом» благословил ещё Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Первая железнодорожная часовня освящена летом на Павелецком вокзале столицы. В Братске часовня в честь четырёх святых и праведных Иннокентиев призвана увековечить память всех сибирских праведников.

По времени строительство нового вокзала заняло два года и вылилось в 360,7 млн. рублей, 15 из которых – вклад города. К чести строителей надо сказать, что работали они чётко по графику. И только задержка с поставкой оборудования, в частности лифтов, не позволила обеспечить ввод к профессиональному празднику, как планировали  железнодорожники. Зато увиденное на открытии вокзала оправдало все ожидания пассажиров и работников станции. 

Радость открытия

Ровно за неделю до наступления Нового года, 24 декабря, к братчанам прибыли хозяева дороги. Руководство ОАО «РЖД» представляли вице-президент компании Алексей Воротилкин, начальник Дирекции железнодорожных вокзалов «РЖД» Сергей Абрамов, начальник ВСЖД Василий Фролов. В состав делегации губернатора области Сергея Ерощенко и председателя регионального парламента Людмилы Берлиной вошли заместители председателя правительства, областные министры, депутаты, руководство Братска. После торжественных речей с разрезанием красной ленточки и окропления вокзала представителями духовенства красивое здание приняло первых посетителей. 

Уютное, на 200 пассажиров, двухъярусное здание из стекла и бетона, построенное по европейским стандартам, легко вместило всех многочисленных участников торжества. Общая площадь введённых квадратных метров составила около 2,3 тысячи. На них созданы все условия для любых категорий и групп пассажиров, встречающих, провожающих. Материалы отвечают современному качеству, а само помещение – ГОСТам и СНИПам. В здании есть парикмахерская, магазин, экспресс-кафе, телемонитор, установлены камеры видеонаблюдения. Неизменный атрибут вокзала – электронное табло – не только отображает расписание поездов, но и выдаёт информацию о наличии свободных мест во всех типах вагонов.

Смотрим дальше: в цоколе – камеры хранения, в том числе с автоматическими ячейками. Санитарный блок включает душевые комнаты. В вестибюле первого этажа три билетные кассы, одна из которых – для обслуживания пассажиров пригородных поездов. Здесь же помещение дежурного по вокзалу, медпункт и комната ЛОВДТ. Этажом выше зал ожидания на 150 мест, отдельная VIP-зона с доступом в Интернет. Комната матери и ребёнка оборудована пеленальным столиком, стиральной машинкой, детской кроваткой, холодильником, игрушками и книгами. Маломобильные группы пассажиров беспрепятственно могут передвигаться по залам и с этажа на этаж. Для этого имеются  широкие лифты. 

– Ввод объекта, который мы обеспечили в год 175-летия РЖД и 75-летия со дня образования Иркутской области, выражает философию и идеологию российских железных дорог. А она заключается в том, что только совместная заинтересованность компании, региональной и муниципальной власти подвигает нас на такие важные и заметные шаги. ОАО «РЖД» – это не благотворительная компания, мы работаем на условиях взаимовыгодного сотрудничества и инвестируем в проекты тех территорий, которые грамотно воспользуются этими вложениями, – отметил на открытии вокзала Алексей Воротилкин.

Сергей Абрамов продолжил, заметив, что ОАО «РЖД» трудится во всех регионах, но активизирует свою деятельность там, где есть политическая стабильность, реальное видение перспектив региона, заинтересованность руководства территории. «В этом смысле можно прямо сказать, что Иркутская область и РЖД нашли друг друга», – завершил своё выступление Сергей Абрамов и пожелал долгой жизни новому вокзалу. 

Губернатор за развитие транспортной сети

С поздравления горожан и благодарности в адрес ОАО «РЖД» начал выступление губернатор области Сергей Ерощенко.

– Компания демонстрирует государственный подход к делу, – сказал глава региона. – Новый вокзальный комплекс «Падунские Пороги» – яркий пример государственно-частного партнёрства. Реализовать его в Братске было особенно важно, поскольку станция входит в транспортный узел северного куста области. Сегодня мы прилетели в город на современном самолёте АН-148. Это тоже шаг вперёд. А на фоне открытия вокзала ещё острее стала необходимость развития местного аэропорта.

Продолжая тему развития железнодорожных вокзалов, начальник ВСЖД Василий Фролов сообщил, что в планах головной компании на ближайшие два года также в формате взаимного сотрудничества окончание реконструкции вокзала Иркутск-Пассажирский и вокзального комплекса в Ангарске. А в Братске строители уже передали символический ключ из рук управляющего трестом №14 «Росжелдор-

строй» Андрея Власова. Его получила начальник вокзала станции Падунские Пороги Галина Распутина. Кроме того, хозяйке нового вокзала и главному инженеру Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дмитрию Сокольникову за добросовестный труд на железнодорожном транспорте, образцовое выполнение производственных заданий вручены именные часы. 

Пошёл отсчёт времени и обновлённых Падунских Порогов. Первым из пассажирских он принял поезд №87/88 сообщением Иркутск – Усть-Илимск. Прибывшие были приятно удивлены тем, что пред ними распахнул двери совершенно новый и такой красивый вокзал.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры