«Можно мы ещё позанимаемся?»
Иркутское театральное училище отметило своё 50-летие
Нынешний год – юбилейный для Иркутского театрального училища. Созданное 50 лет назад, оно стало настоящей школой профессионального мастерства, настоящей альма-матер для талантливой молодёжи, избравшей своей жизненной стезёй служение сцене. Наша беседа – с директором училища заслуженным работником культуры РФ Татьяной Гаевской.
– Татьяна Григорьевна, вы не так давно возглавляете училище, пришли в уже сложившийся коллектив. Расскажите, какими были первые впечатления от атмосферы, традиций училища?
– Конечно, когда мне предложили эту должность, я несколько переживала, зная о том, что театральная среда достаточно непроста. Но все мои опасения рассеялись, потому что, придя в училище, я попала в такую сказку, что до сих пор не могу до конца поверить и опомниться: «Где я?» Такой доброжелательной, тёплой атмосферы я давно не встречала. Система отношений по духу почти семейная. Конечно, это сложилось не случайно, я думаю, что за этим стоит большой душевный труд тех людей, которые создавали училище все эти годы. Здесь большая заслуга и завуча Нины Ивановны Бормотовой, которая все эти процессы любовно согревает, и прежнего директора Галины Александровны Плинт, и многих-многих других. Поэтому я свою задачу вижу в том, чтобы не навредить уже сделанному до меня предшественниками и быть полезной.
Меня приятно удивили студенты – такую студенческую среду надо ещё поискать, потому что ребят приходится буквально выгонять с занятий, они здесь находятся практически 12 часов в сутки. При этом всё равно каждый второй вечер перед директором или дежурным педагогом начинаются «пляски» на тему «Можно мы ещё позанимаемся?». Если бы училище не закрывалось вечером в 21.00, то они бы вообще не уходили и, если бы была такая возможность, переехали сюда жить. И кто знает, может быть, это было бы и правильно, потому что дух коллективного творчества, сопереживания для этой профессии очень важен. Первый курс, который пришёл нынче, буквально сразу же погрузился в эту атмосферу – ещё до посвящения в студенты они все модели поведения, взаимоотношений уже освоили и глубоко ими прониклись.
Конечно, в основе лежат эмоции, и сохранение этой душевности необходимо, потому что театральное творчество предполагает отдачу внутренних сил, а для того, чтобы было что отдавать, необходимо сначала накопить: из пустой души ведь нечего отдать. И, мне кажется, наша задача при подготовке актёров заключается не только в обучении техническим приёмам, мастерству исполнения, но и прежде всего в наполнении разума, души, формировании гражданских убеждений, чувства ответственности за профессию. Ведь актёрская профессия из тех, которые оказывают огромное влияние на умонастроения общества: от того, что они будут нести со сцены, зависит, в какой стране мы будем жить.
– В 1950–1960-е годы, когда в регионах стали создаваться театральные училища, они задумывались как часть общегосударственной системы подготовки актёров. А существует ли сейчас связь, обмен опытом между театральными училищами и ведущими театральными вузами страны?
– Конечно, этот процесс постоянный и обязательный, он был и будет. После окончания основной части юбилейных мероприятий это направление станет для руководства училища одним из приоритетных. Уже в ближайшие дни я отправляюсь на семинар в Санкт-Петербург. Одной из задач поездки является восстановление и развитие творческих и методических связей. Существование в ограниченном пространстве, в отрыве от крупных географических центров может привести к стагнации, к потере качества образования, поэтому общение с коллегами, мэтрами, признанными авторитетами, непризнанными, но гениями, необходимо. Тем более что студентам полезно не только осваивать профессиональные навыки, но и иметь возможность знакомиться с новыми, современными концепциями театрального творчества.
Также мы сейчас озадачены налаживанием отношений с детскими школами искусств. Среди последних мероприятий в этом направлении – фестиваль детских театральных коллективов «Одуванчики». Он имеет статус регионального, поскольку на него приезжали в том числе детские коллективы из Новосибирска и Барнаула. Задача этого проекта – установление творческих связей со школами искусств. Дело в том, что раньше у выпускника театрального училища была вторая специализация «Руководитель любительского театрального коллектива» и ориентирована она была на работу с детскими самодеятельными коллективами. А сейчас актёры получают вторую специализацию «Преподаватель детской школы искусств», что здорово и очень правильно. Это также связано с переходом школ искусств в новый формат: из учреждений дополнительного образования они переходят на ступень предпрофильного образования. Если раньше такое образование воспринималось как «для себя и для родителей», то теперь государство воспринимает это иначе – как введение в профессию. Нам необходимо поддерживать школы искусств и в методическом плане, и в кадровом. На сегодняшний день там мало театральных отделений только потому, что не хватает специалистов. Те наши выпускники, которые в течение четырёх лет в напряжённом режиме овладевают профессией, но в силу разных причин не смогут найти себя в театре, будут обеспечены интересной творческой работой.
– А какова вообще значимость театрального учебного заведения в регионе?
– Существование театральных образовательных учреждений в регионах необходимо, это связано и с географическими, и с геополитическими особенностями нашей страны. Сепаратный отток населения с периферии в более успешные экономические центры никто не может ни отменить, ни остановить, этот процесс совершенно естественный и закономерный, поэтому достаточное количество специалистов из центра привлечь просто невозможно. Раньше движение интеллигенции на север было подкреплено идеологически, материально: я сама, будучи директором Дворца искусств в Братске, купила своим работникам 18 квартир, чтобы их трудоустроить. Сейчас, когда всех этих подходов не существует, какие могут быть основания для талантливых, незаурядных людей ехать в провинцию? Даже при том, что они все наверняка духовные, высоко патриотичные люди, элементарные вопросы жизни и быта не позволят им этого сделать. Конечно, Иркутск провинцией не назовёшь, но у нас огромный регион, много северных территорий, где культуру и искусство также необходимо развивать и поддерживать. Я знаю, что такая проблема есть в Братске и других городах. Сейчас ведь совсем иные условия жизни, и даже когда мы предлагали жильё, которое по условиям контракта после восьми лет работы переходило в полное владение, никто не по-
ехал! Никто, даже беженцы из бывших республик СНГ – я была в иммиграционных службах Москвы – ни за зарплату, ни за прекрасное место работы, творческое, перспективное… Просто мы здесь уже выросли, для нас это естественно – где родился, там и пригодился, мы у себя дома, поэтому сами должны позаботиться о подготовке специалистов. Старение кадров тоже процесс неизбежный, так что, если не будет образовательной базы на местах, в конечном итоге профессиональное искусство может сойти на нет. В зоне нашего внимания территория от Красноярска до Дальнего Востока. Мы как раз сейчас вступили в сайтообразующую систему для объединения всех образовательных учреждений культуры, теперь будет удобно общаться на любом уровне.
– Как вы считаете, можно ли говорить, что за эти 50 лет сложилась уже своя, иркутская театральная школа? И если да, то в чём её особенности?
– Может быть, я скажу вещь неожиданную: очень сильно отличается специфика такого учреждения, как театральное училище, от всех остальных. Потому что, по сути, это такой четырёхлетний театр одного педагога, ведь во главе каждого курса стоит мастер – человек с именем, школой, сложившимся вкусом, глубоким профессионализмом. И вот эти циклы практически сменяют друг друга. При подготовке к юбилею большая сложность была в том, что только базовая часть коллектива не изменилась за прошедшие годы слишком сильно – то есть преподаватели общих дисциплин, музыкальных, которые, как это традиционно для профессионального учебного заведения, работают из года в год. А вот что касается специальности – это бесконечный конвейер мастеров, личностей, кто-то из них сделал несколько таких «оборотов», кого-то хватило на один «заход», и, по большому счёту, получается, что училище постоянно существует в каком-то новом формате.
Вот, к примеру, сейчас первый курс по специальности «Актёр музыкального театра» набрал заслуженный артист России Вячеслав Варлашов, и он привёл с собой под свои задачи помощников – вокалистов, хореографов. А четвёртый курс выпускает заслуженный артист России Геннадий Гущин, и пока мы его ещё не уговорили на то, чтобы сделать новый набор. Будучи человеком очень серьёзным, он говорит, что ему нужно время для отдыха, анализа. Может быть, через некоторое время он придёт, а может, нет. В любом случае, эта «эпоха Гущина» уже завершится, на смену ей придёт другая, с какими-то уже другими воззрениями, с другими даже психофизическими особенностями. И это «плюс» и «минус» в одном флаконе. С одной стороны, «плюс», потому что постоянно «новая кровь», эксперимент, но, с другой стороны, эксперимент не всегда даёт стопроцентный результат.
– А что вы можете сказать о выпускниках училища? Удаётся ли им достигать успехов на профессиональном поприще?
– Мы следим за судьбой своих выпускников, и статистика показывает совершенно невероятный результат. Из 934 выпускников училища 100 человек отмечены государственными званиями и наградами, то есть практически каждый десятый! Таким образом, какие бы ни были проблемы роста – заканчивается один цикл, начинается другой, – можно констатировать прекрасное состояние училища, потому что есть неоспоримый, статистический результат. Поэтому я считаю, что моя задача как руководителя – это всё уберечь, сохранить и помочь дальнейшему развитию, постараться при-влечь дополнительные творческие силы, обеспечить методический и творческий патронаж ведущих специалистов страны.
– Студенты театрального училища овладевают полным комплексом профессиональных навыков: мастерством актёра, сценической речью, движением, музыкальной подготовкой, почти на каждом курсе готовится по нескольку спектаклей в год. Неужели всё это остаётся в стенах училища? Или ведётся какая-то социальная работа?
– Я бы сказала, «огромадная» социальная работа. Только за прошлый учебный год – для нас это ещё и творческий сезон – было проведено 170 выступлений: и спектакли, и концерт-ные программы на разнообразных площадках, начиная от училища и заканчивая клиниками, больницами, домами ребёнка и так далее. Много спектаклей проходит на льготной и благотворительной основе.
Сейчас мы стараемся ещё больше популяризировать театрально-концерт-ную деятельность училища, купили технику, сами печатаем афиши. Репертуар можно посмотреть на сайте, есть афиша на здании училища.
Также, кроме образовательного процесса в рамках государственного задания, училище ведёт дополнительную образовательную работу. Для взрослых это курсы по сценической речи и подготовительные курсы для будущих абитуриентов, для детей – детская театральная студия, которая представляет собой театральное училище в миниатюре, потому что ведётся курс основных театральных дисциплин, студия бального танца.
– Руководитель – это всегда не только тактик, но и стратег. Какие есть, по-вашему, перспективы для развития училища?
– Среди стратегических планов ближайшая задача и даже проблема такая: нас очень ограничивает наше замечательное уютное маленькое здание. Оно бесспорно пропитано своей особой энергетикой, или, как говорят в художественной среде, «намолено», но уже давно не то что не по росту – устарело. Во-первых, его аварийное состояние само по себе является серьёзным вопросом, а во-вторых, здесь скромные ресурсы. Вплоть до того, что у нас постоянно занята сцена, и занята она потому, что там занимается четвёртый курс, и занимается он там по той простой причине, что ему больше негде это делать. Если бы у ребят было помещение для работы, у нас появился бы свободный театральный зал, который стал бы дополнительной сценической площадкой в системе учреждений культуры Иркутской области, на которой могли бы не только проходить показы спектаклей училища, но и проводиться фестивали детских и молодёжных творческих коллективов и другие театральные мероприятия городского и областного значения.
Я думаю, что любые задачи нам по силам, коллектив у нас очень профессиональный и самоотверженный, по-этому уверена, что и в дальнейшем Иркутское театральное училище будет развиваться и процветать.