издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Ах, на гравюре полустёртой...»

  • Автор: Софья ШЕМЯКИНА, для «Восточно-Сибирской правды»

Этот материал завершает цикл публикаций о выставке «Недаром помнит вся Россия...» в Иркутском художественном музее, посвящённой 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

В жизни народов и стран бывают судьбоносные моменты необыкновенного подъёма национального духа и всеобщего единения. Столь высокие порывы почти всегда бывают вызваны всенародным бедствием, сплачивающим воедино людей разных взглядов и сословий. Именно таким испытанием и такой духовной высотой стал для России легендарный 1812 год. 14 графических портретов героев этой войны экспонируются на выставке впервые. Перед зрителем предстают генералы-фельдмаршалы Михаил Кутузов и Михаил Барклай де Толли, князь Пётр Волконский, участники Бородинского сражения генерал, князь Пётр Багратион и генерал-майор Александр Тучков-четвёртый, участники других сражений – полковник Алексей Томилов, генерал Иван Сухозанет и легендарный Денис Давыдов.

Среди гравёров и художников встречаются как знаменитые имена: Уткин, Ухтомский, Доу, Теребенев, Крюгер, Варнек, – так и не много говорящие зрителю: Доле, Снегирев, Смирнов. Экспонируется и совершенно уникальный альбом гравюр «Медальоны и память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, изображённых графом Ф. Толстым…». Портреты участников войны 1812 года созданы в разных техниках: литографии, офорте, резцовой гравюре.

Алексей Томилов

Особое место среди героев 1812 года занимают братья Тучковы. Николай, Павел, Сергей и Александр участвовали в этой войне. Погибли двое из них: старший Николай Алексеевич (умер от ран), или, как его в войсках называли, Тучков-первый, и младший Александр Алексеевич – Тучков-четвёртый. Генерал-майор Тучков-четвёртый погиб во время Бородинского сражения. Его портрет – один из наиболее запоминающихся в Военной галерее Зимнего дворца. Он чужд картинной воинственности. Варнеку, автору изображения, с которого гравировал Ухтомский, удалось передать обаятельный романтический облик героя.

Грустное задумчивое лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть. Отметим, что, вероятно, по желанию Тучковой, вдовы генерала, живописец изобразил на его мундире медаль за участие в войне 1812 года. Такие медали участники кампании получали только в 1813 году, но Тучков бесспорно заслужил её своей геройской смертью на Бородинском поле.

Ах, на гравюре полустёртой
В один великолепный миг
Я встретила, Тучков-четвёртый,
Ваш нежный лик.
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
(Феодосия, 26 декабря 1913 года) Марина Цветаева

Иван Сухозанет

С рисунка Франца Крюгера, который гравировал Смирнов, на нас смотрит герой войны 1812 года Алексей Томилов. До войны он жил в своём имении Успенском, но с первых дней войны вступает добровольцем в петербургское ополчение в чине полковника. С первых дней войны он принимает деятельное участие в формировании на территории Новоладожского уезда двух народных дружин, работает в губернском комитете по организации народного ополчения в Санкт-Петербурге. Он за свой счёт полностью экипировал 31 ополченца, внёс значительные средства на формирование петербургского ополчения. В одном из боёв на древней полоцкой земле осенью 1812 года Алексей Томилов был тяжело ранен в ногу, о чём сообщает жене, которая спешно выезжает в Полоцк и поздней осенью вывозит не вполне оправившегося мужа в Петербург. Это был замечательный русский просветитель, меценат, член Императорского общества поощрения художеств. Он сыграл заметную роль в судьбе многих выдающихся художников XIX века. Алексей Романович Томилов собрал богатейшую коллекцию – около шести тысяч произведений русских и иностранных художников. Сегодня эта коллекция находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Александр I

Несколько портретов выполнены неизвестными художниками, и среди них профильное изображение знаменитого партизана Дениса Давыдова. Родительский дом Давыдова стоял в деревне Бородино, где он вырос, и когда 21 августа 1812 года, за пять дней до сражения, дом стали разбирать на фортификационные укрепления, Давыдов предложил Багратиону идею партизанского отряда. Он позаимствовал её у гверильясов – испанских партизан. Приказ Багратиона о создании летучего партизанского отряда был одним из последних перед Бородинским сражением, где он был смертельно ранен. Быстрые успехи Давыдова убедили Кутузова в целесообразности партизанской войны, и он не замедлил дать ей более широкое развитие и постоянно присылал подкрепления. Наполеон ненавидел Давыдова и приказал при аресте расстрелять его на месте. Ради его поимки выделил один из лучших своих отрядов в две тысячи всадников. Давыдов, у которого было в два раза меньше людей, сумел загнать отряд в ловушку и взять в плен вместе со всеми офицерами.

На выставке можно увидеть знаменитый конный портрет Александра I, выполненный гравёром Доле с картины Франца Крюгера, который был придворным художником при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма III. В 1832 году Франц Крюгер был приглашён в Петербург для работы над портретом Александра I для Военной галереи 1812 года в Эрмитаже. За этот портрет Александра Благословенного – великолепный, вошедший во все хрестоматии и учебники – живописцу заплатили 16000 рублей ассигнациями. А также Крюгеру отвели помещение в Зимнем дворце, предоставили право бесплатно обедать за придворным столом в Зимнем и загородных дворцах, выделили придворный экипаж… 13 апреля 1833 года последовал указ Николая I: «Возвращающемуся в Берлин Крюгеру повелеваю выдать из Кабинета на путевые издержки тысячу червонцев без вычета». Наследник, цесаревич Александр Николаевич, пожаловал живописцу бриллиантовый перстень.

Денис Давыдов

Замечательна экспонируемая на выставке карикатура Теребенева, текст которой гласит: «Наполеон в намерении своём уничтожить Пруссию – гриб съел». Как видим, политическая карикатура имела давние корни, и Кукрыниксы возникли не на пустом месте. Эта тиражная графика (раскрашенный офорт), имеющая в основе лубочный принцип (изображение подкреплено и объяснено текстом), остро реагировала на военные события и была необыкновенно популярной.

И в наши дни художники обращаются к событиям 1812 года. Александр Муравьёв, иркутский художник, создаёт цикл графических листов, посвящённых знаменитым полководцам этой войны Кутузову, Багратиону и Барклаю де Толли. Особое внимание напряжённостью момента и силой духа, заключённой в сидящей за столом фигуре фельдмаршала Кутузова, привлекает лист «Кутузов. Ночь перед Бородино».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры