С молоком о молоке
На молочном рынке Иркутска сегодня огромная конкуренция. Полки магазинов прогибаются от многообразной продукции со всей России, и импортные товары блестят изящными упаковками. Но потребитель всё же голосует рублём за ассортимент нашего родного молочного завода, входящего в группу предприятий «Янта». Он занимает около 60 процентов всей продающейся «молочки». Но при этом время от времени вспыхивают, особенно в интернет-сообществе, дискуссии на тему «Откуда молочко-то?».
Спонтанный день клиента
Однажды на родительском форуме одного из иркутских сайтов разгорелся спор: одни утверждали, что янтовская «молочка» самая натуральная, а другие – что она сделана из «порошка». Под порошком, очевидно, подразумевалось сухое молоко. Чтобы расставить все точки над «i», руководство объединения «Янта» решило устроить день клиента, в ходе которого можно было побывать на экскурсии по производственным цехам. Дорогих гостей, коими всегда на заводе считают своих потребителей, встретила директор предприятия Марина Игнатенко, «молочница» c более чем 40-летним стажем. Ежедневно вместе со специалистами она дегустирует выпущенную продукцию – определяет качество и соответствие рецептуре. Если, допустим, сметана, творог или йогурт чуть-чуть кислее, или преснее, или слаще положенного, сразу же уловит. Под стать ей и помощники: главный инженер Вячеслав Щапов, главный технолог Людмила Наумова, начальник лаборатории Светлана Кузьминых, руководители цехов приёмки молока и розлива Наталья Кудряшова и Людмила Головня. Все они пришли на встречу с клиентами.
После длительного разговора и экскурсии по предприятию молодые мамочки признались, что их представление о молочном производстве поменялось коренным образом. Девушки, без преувеличения, были поражены и увиденным, и услышанным.
Как засохла молочная река…
Свою историю Иркутский гормолзавод ведёт с 1938 года, когда в предместье Марата появился молокоприёмный пункт, куда на телегах во флягах везли молоко из окрестных колхозов. Раньше их было много. Когда в 1979 году в микрорайоне Солнечный построили новую площадку, число хозяйств-сдатчиков доходило до четырёх десятков, ежесуточно завод перерабатывал 300–350 тонн молока. Так продолжалось до середины 1990-х, когда крах сельского хозяйства свёл на «нет» и сырьевую базу завода. В начале 2000-х предприятие оказалось на грани банкротства. Охотников приобрести по дешёвке ещё новые производственные мощности нашлось немало, в основном это были москвичи. Но зная, какая судьба ожидает то, что куплено приезжими, тогдашняя областная администрация во главе с губернатором Борисом Говориным всё сделала для того, чтобы предприятие сохранить. Его отдали в руки настоящей хозяйки и радетельницы за сибирский агропромышленный комплекс – генерального директора ОАО «Иркутский масложиркомбинат» Тамары Баймашевой. А уж она вызвала из далёкой Белоруссии свою давнишнюю коллегу Марину Игнатенко.
И началась длительная, неимоверно тяжёлая, порой доводящая до отчаяния борьба за молоко. Дееспособных сдатчиков было очень мало. Значит, надо было их создавать.
…и снова наполнилась!
На сегодняшний день на молочный завод сырьё поставляют четыре собственных янтовских хозяйства: ООО «Луговое», ОП в д. Ширяева из Иркутского района, ООО имени Балтахинова и ОП в с. Олонки из Боханского
района. Там содержатся полноценные дойные стада до 1000 голов в каждом, ведётся племенная работа, реконструкция старых животноводческих комплексов и модернизация производства. Например, в «Янтарном» построен современный доильный зал, где установлена техника немецкой фирмы «Вестфалия» типа «карусель». В «Луговом» новые коровники оборудованы «солнечными фонарями». Во всех хозяйствах животные обеспечены высококачественными кормами.
Но большую часть сырья (более 50 процентов) предприятию даёт сеть из пяти молокоприёмных пунктов: в Качуге, Баяндае, Бохане, Зиме, Кутулике. Все они возникли на руинах старых перерабатывающих заводов. Строительство каждого обошлось объединению «Янта» в 30–40 миллионов рублей. Но мало построить – надо было ещё и организовать сбор молока у крестьян. Сейчас этим занимаются потребительские кооперативы. Они работают уже с более чем тысячей личных подворий, с хозяевами которых молокозавод подписывает договор. Расчёт ведётся «живыми деньгами».
– Мы очень довольны сотрудничеством с Иркутским масложиркомбинатом и молокозаводом, – говорит председатель кооператива «Куйта» из Аларского района Елена Егодурова. – Крестьяне имеют заработок, причём никогда не бывает задержек с расчётами. Кроме того, «Янта» помогает нам в приобретении молоковозов.
– Открыли наш пункт в прошлом году, и за это время мы сумели собрать молока даже больше, чем в Качугском и Баяндаевском районах, – дополняет директор Кутуликского МПП Нина Куликалова. – Поэтому сейчас просим поставить нам дополнительно четвёртый охладительный танк, заменить весы, сделать навес. И всё это, уверены, будет сделано. А мы, в свою очередь, ещё прибавим молока.
В 2011 году сдатчикам выплачено 132 миллиона рублей. За 10 месяцев 2012-го – более 160 миллионов.
– Так что, дорогие мои, молоко у нас есть, молока много, – заканчивала Марина Игнатенко свою вдохновенную лекцию для молодых «форумчанок». – Использовать сухое для «разведения» крайне невыгодно. Оно дорого стоит. И мы можем позволить включать его только в состав тех кисломолочных продуктов, где этого требуют нормативы. Знаете ли вы это?
Сухое и мокрое
Конечно, девушки не знали. Авторы развернувшейся в стране громкой кампании по пропаганде якобы натурального молока почему-то решили дискредитировать всё молоко сухое. Те же мамочки без тени сомнения вскармливают детишек смесями, чаще всего иностранными, в основе которых находится не что иное, как сухое молоко. А завидев его в составе отечественного молочного продукта, тут же настораживаются. И всё это, повторим, результат неразумной пропагандистской кампании.
– Что такое сухое молоко? – задаёт Марина Игнатенко простой вопрос экскурсанткам. – Правильно. Это молоко натуральное, из которого испарена влага. Убрали воду – осталось сухое вещество со всеми полезными качествами. Мы вынуждены покупать это молоко, как я уже говорила, для продуктов, где без него невозможно обойтись. Берём мы его на единственном сохранившемся в России специализированном предприятии, расположенном в селе Кулунда Алтайского края. Там, где коровы, употребляющие корма из горного разнотравья, дают самое лучшее молоко, с которым не сравнится никакое другое. Вот его сушат и затем по очень высокой цене продают смежникам и в розницу. Думаю, если бы вы в магазине встретили такое молоко, то купили бы его с удовольствием. Но его там нет…
Почему оно не киснет?
Это ещё один типичный вопрос потребителя. Сложился стереотип: молоко киснет на второй день – значит, натуральное, не киснет несколько дней – значит, какое-то не такое…
Но подобные суждения – результат потребительского невежества (в данном случае это вовсе не оскорбительное определение), которое очень легко поправить, стоит лишь обратиться к нужным источникам или напрямую к специалистам молокозавода.
Но вернёмся к прозвучавшему вопросу.
– Не киснет наше молоко по нескольким причинам, – доходчиво
разъясняет Марина Игнатенко, – потому что оно добросовестно очищенное, вовремя охлаждённое, пастеризованное на новых современных линиях и гомогенизированное.
Гомогенизация (от греч. homogenes – однородный) – механическое дробление жировых шариков в молоке (сливках) с целью равномерного распределения жира в общей массе продукта и предотвращения его отстаивания. Процесс происходит в гомогенизаторах. Молоко под высоким давлением пропускается через узкую щель гомогенизирующего клапана, где жировые шарики дробятся до 0,1–1 мкм (в диаметре). (Сельскохозяйственный энциклопедический словарь.)
Специалисты обратили внимание посетительниц и на другие детали некиснущего янтовского молока, например отсутствие в нём специфического «силосного» запаха, особенно весной. Это тоже благодаря примерной очистке, которая обеспечивается самым современным оборудованием, в данном случае – германской линией, оснащённой диаратором, где всё лишнее удаляется под вакуумным давлением. При этом остаётся всё нужное и полезное.
Техническая база завода каждый год обновляется и пополняется линиями европейских фирм (Германия, Швеция, Дания). Поэтому так богат и разнообразен ассортимент продукции от иркутских молочников – более 150 наименований!
Маркетинговая служба постоянно изучает спрос покупателей, и в соответствии с ним вводятся новые виды продуктов. В последние годы появилось несколько видов йогуртов в пластиковых бутылочках, уже ставшая знаменитой сметана с дигидрокверцитином (вытяжкой из комля лиственницы), чудесная пахта и, наконец, новинка – «Байкальская закваска». Кстати, она уже успела получить золотую медаль на Всероссийском смотре-конкурсе «Молочные продукты – 2012». Вместе с ней на высшей ступеньке «молочного пьедестала» России – молоко питьевое ультрапастеризованное «Любимая чашка», масло сливочное «Качугское» 80-процентное (изготовленное исключительно из качугского молока), пахта пастеризованная, сметана «Байкальская» 20-процентная с дигидрокверцитином. Несколько видов продукции вошли в список 75 лучших товаров Иркутской области.
Сегодня на заводе снова работают специалисты из Швеции: устанавливают новую линию по выпуску ультрапастеризованного молока. Всего за четыре секунды оно будет нагреваться до температуры 137 градусов! Выдержать такое испытание может лишь очень свежее, чистое, высшей пробы молоко. А иного здесь и не бывает.