Строитель шахты-гиганта
Город Черемхово и газета «Восточно-Сибирская правда» – ровесники: им по 95 лет. Недавно вдруг наткнулась на «артефакт», связывающий историю города угольщиков с историей «Восточки».
Я побывала в кирпичном жилом доме, построенном в 1958 году для ведущих инженеров треста «Черемхов-уголь» на улице Лесной, упирающейся в заповедную сосновую рощу. Дом двухэтажный, с высокими потолками, просторной террасой. В квартире Лапиных мне довелось заглянуть в архив хозяина. Осторожно перелистываю альбомы с историческими фото-графиями, редкие документы. И вдруг хозяйка дома Регина Иннокентьевна достаёт пожелтевший листок, сложенный вчетверо, разворачивает. Это, оказывается, листовка, изданная выездной редакцией «Восточно-Сибирской правды» об её отце Иннокентии Лапине.
Работали журналисты «Восточки» в Черемхове в мае-июне 1934 года, освещали новостройку первой советской пятилетки. Только что была пущена в эксплуатацию шахта-гигант имени ХVI партсъезда мощностью
2 миллиона 200 тысяч тонн – копия американской шахты, проектно воспроизведённой институтом «Гипрошахт» при участии инженеров фирмы «Аллен Гарсия». (Проектная мощность так и не была освоена, такого количества топлива не требовалось в те годы. В документах указан миллион тонн угля.) Шахта эта была механизированной, обеспеченной первосортными запасами угля на 20 лет. И строил её молодой выпускник иркутского политехникума Иннокентий Лапин. Он «практически осуществлял строительство ствола, проводил бетонирование и т. д.» – так напечатано в листовке. А в тот момент, когда художник областной газеты рисовал его портрет, Иннокентий осваивал новый внутришахтовый транспорт – электровозный, а не конный, как на всех других шахтах. В этой листовке первая фраза подчёркивает значимость происходящего: «Внутришахтовый транспорт шахты имени ХVI партсъезда по своему характеру пока что единственный в угольной промышленности Союза». Не будем забывать, что эта шахта в 1930-е годы была одной из крупнейших в Советском Союзе. А в Черембассе – первая с полной механизацией добычи, доставки, откатки, подъёма угля и погрузки его в железнодорожные вагоны. Она была оборудована врубовыми машинами, конвейерами и электровозами, непрерывным ленточным подъёмом угля на поверх-ность и ленточной же доставкой его в бункеры.
Конечно, было бы очень интересно узнать, кто же из журналистов был командирован тогда в Черемхово, кто рисовал этот портрет и писал текст листовки. Но, к сожалению, бумага за минувшие почти восемь десятков лет обветшала и фамилии авторов листовки прочесть трудно.
Иннокентий Степанович Лапин прожил достойную жизнь в городе угольщиков. Он начал трудовой путь строителем самой прогрессивной шахты, работал на ней начальником участка. А потом создавал первый карьер на шахте № 1 по открытой добыче угля, в годы войны как главный инженер Облтопа строил шахты в Ершовке и вблизи села Голуметь, в 1950-х годах возглавлял отдел капитальных работ и затем был назначен заместителем управляющего трестом «Черемховуголь». Иннокентий Лапин создавал не только шахты и разрезы. Пока не появился трест «Черемховпромстрой», он возводил все промышленные объекты в городе: водо-проводы, железнодорожные пути, обогатительные фабрики, электроподстанции, автодороги. В летопись Черембасса он вписан как старейший строитель города Черемхова.