Опекуны в погонах
Бывшие заключённые попадают под надзор полиции на воле
Более года действует федеральный закон об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы. О том, что это за мера и как она применяется, рассказывает и. о. начальника отдела участковых уполномоченных МО МВД России «Усть-Илимский» подполковник Сергей Бабушкин.
– Зачем нужен постоянный надзор за человеком, отбывшим наказание, объяснять, наверное, не надо. Необходимо, чтобы такой гражданин смог адаптироваться в обществе, сменить своё окружение, стать законопослушным. Мера эта не новая. Под административный надзор мы ставили бывших осуждённых до 2003 года. Потом эту меру упразднили, и у участкового стало меньше возможностей влиять на бывших преступников. Хотя необходимость в таком инструменте воздействия мы испытывали постоянно.
– Кто из бывших сидельцев попадает под опеку полиции?
– Административный надзор устанавливается судом. Есть категория судимых, которые под нашу опеку попадают сразу после освобождения безо всяких условий: рецидивисты и те, кто отсидел за тяжкие, особо тяжкие и так называемые педофильные преступления. Все остальные под надзором могут очутиться, только если совершат на свободе два и более административных правонарушения. При этом мы готовим соответствующее ходатайство в суд. Сегодня под нашим надзором находятся уже 35 жителей Усть-Илимского района. А неформально попадают ещё порядка 70 человек.
– Какие права и свободы чаще всего ограничиваются судом?
– Сейчас, помимо обязательной явки к участковому раз или два в месяц, для поднадзорника вводится «комендантский час». С 22 часов до 6 утра он должен находиться дома, ему не разрешается посещать массовые мероприятия. Покинуть место жительства он может только при наличии веских причин. Вместе с разрешением на выезд из города вручается маршрутный лист, в котором проставляются отметки: когда прибыл к месту назначения и когда отправился домой.
– Но ведь участковый не может постоянно контролировать человека?
– Мы часто проводим проверки наших подучётников по месту жительства. А если кто-то из них задерживается, к примеру, за распитие спиртных напитков или появление в нетрезвом виде в общественном месте, да ещё и во время действия в отношении него ограничений, то протоколы составляются сразу по нескольким статьям Кодекса об административных правонарушениях. Это дополнительная нагрузка на семейный бюджет. С первого взгляда может показаться, что ничего страшного в «комендантском часе» нет. На самом деле такое ограничение свободы воспринимается как очень серьёзное ущемление прав, ведь жизненные обстоятельства бывают разные.
– Работа с бывшими заключёнными предполагает связь с исправительными учреждениями?
– Да, мы запрашиваем характеристики на судимых. Раньше сотрудники службы исполнения наказания лишь информировали нас о том, что кто-то из их бывших питомцев требует особого внимания и склонен к противоправному поведению. Сейчас тюремное ведомство часто само инициирует постановку под административный надзор тех, кто не встал на путь исправления. В этом году в Усть-Илимск с такими решениями судов вернулись трое граждан.
– Сколько в Усть-Илимском районе ранее судимых жителей? И за какие преступления они отбывали наказание?
– По нашим учётам, в зоне побывали около 850 жителей, ещё 503 усть-илимца осуждены условно. Условно-досрочно освободились более 300 граждан. Преступления они совершали самые различные – от банальных краж и грабежей до убийств.
– Эффективен ли административный надзор?
– Говорить о масштабном эффекте пока не приходится. Раньше тот, кто покидал места лишения свободы, был обязан трудиться. В этом и состояла его реабилитация. Работа и семья позволяли оступившемуся человеку «вписаться» в общество. Сегодня обязанности трудиться у бывшего сидельца нет да и устроиться на работу для него проблематично. Итог – возобновление старых связей и возвращение к привычному, криминальному способу «зарабатывания» денег. Когда-то за нарушение установленного для бывшего заключённого режима предусматривалась уголовная ответственность – на таких условиях надзор был, конечно, эффективнее. Сегодня мы располагаем только административными мерами: как правило, суд налагает на нарушителя штраф в размере одной тысячи рублей. И понятно, что многие подучётники не торопятся его оплачивать, приходится применять принудительные меры. Разыскиваем, конечно, должника, суд удваивает, как правило, сумму штрафа и нередко использует такую меру воздействия, как административный арест на трое суток. Ещё одна «воспитательная» мера – продление срока административного надзора и, соответственно, ограничений.
– А на какой срок устанавливается административный надзор?
– От полугода до пяти–семи лет. Допустим, осуждённый отбыл наказание полностью, но судимость его будет погашена только через несколько лет. Вот на этот срок суд обычно и устанавливает административный надзор. Надо понимать, что категория ранее судимых – это всё-таки серьёзная группа риска. У этих людей уже есть опыт совершения преступления, общения с правоохранительными органами, отбытия наказания. Одним этих «приключений» хватает на всю жизнь. Но есть и такие, у кого подобный опыт, наоборот, отбивает страх наказания. Вот как раз эти граждане гораздо опаснее для общества, чем те, кто совершает преступление впервые. И понять сразу, кто исправился и собирается изменить свою жизнь, а кто нет, сложно. Потому требуется неформально приглядывать за всеми, кто возвращается к нам из мест лишения свободы.