Оборона Старой крепости
Возмущённая общественность вышла на улицу в Иркутске. В пятницу в сквере имени Кирова прошёл пикет в защиту скальника Старая крепость в Шелеховском районе и зелёной зоны Академгородка. Основные требования пикетчиков – остановить добычу розового гранита в одном из красивейших туристических мест области, организовать на Олхинском плато природный парк и зарезервировать земли в этом районе, чтобы сохранить зелёную зону от вырубки леса и добычи полезных ископаемых.
В конце прошлой недели около фонтана в сквере имени Кирова собралось несколько десятков людей с транспарантами в защиту скальников Олхинского плато и лесной зоны Академгородка. В сентябре этого года, рассказала представитель одной из инициативных групп ведущий научный сотрудник Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, доктор географических наук Татьяна Калихман, в районе скальника Старая крепость началась добыча полезных ископаемых. ЗАО «Дорожник» фактически разбирает природный объект на гранитные блоки, считают пикетчики.
Вырубка лыжни в Академгородке и разрушение скальников – часть одного процесса, говорит Леонид Стрелюк, мастер спорта международного класса, заслуженный путешественник России.
– Это геноцид туризма, – полагает эксперт. – Мы говорим, что Приангарье – туристско-ориентированный регион, вбухиваем миллионы в мертворождённые программы, при этом закрываем детские туристические организации, турбазы. Насколько я понимаю, на Старой крепости идёт незаконная добыча недр, которые принадлежат государству.
ЗАО «Дорожник», зарегистрированное в Слюдянском районе, получило лицензию на разработку гранитного месторождения «Олхинское» в 2007 году и несколько лет вело подготовительные работы, а этой осенью приступило к добыче. Однако, по словам Татьяны Калихман и других неравнодушных участников протеста, компания начала работы совсем не на том участке, на который получила разрешение, что подтверждается официально. «По сведениям, предоставленным Иркутским филиалом Территориального фонда геологической информации СФО, добыча облицовочного материала (гранит) ЗАО «Дорожник» производится за пределами территории месторождения «Олхинское», так как лицензионный участок не соответствует местоположению месторождения «Олхинское» и отстоит от него на 500 м в юго-юго-восточном направлении», – говорится в обращении учёных географов к губернатору Иркутской области.
Компания взялась за скальник, поскольку там не нужно проводить вскрышные, взрывные работы, считает Татьяна Калихман.
– Скальник уже «распилен» на блоки самой природой – разбирай его и вывози. Затраты меньше, большой запас строительного материала, – пояснила она журналистам, добавив, что инициативные группы выдвигают три требования к областному правительству: срочно приостановить работы в районе Старой крепости до выяснения всех обстоятельств, начать работы по организации природного парка в районе Олхинского плато и зарезервировать земли до принятия каких-либо решений.
Позиция самой компании по этому вопросу неизвестна. По телефону ЗАО «Дорожник» ответили, что руководство недоступно для комментариев: «Никого нет, позвоните завтра или в понедельник», – предложила секретарь. Примерно такой же ответ звучал и днём ранее.
Защитить этот и другие уникальные скальники Олхинского плато, по которому проходят любимые не одним поколением иркутян туристические маршруты, мог бы особый статус. В 2006 году Институт географии по заказу Шелеховской администрации выполнил научное обоснование создания на Олхинском плато природного парка «Витязь». Такой статус делает территорию особо охраняемой, но позволяет развивать щадящие формы туризма. Документы были подготовлены, однако дальше дело не пошло. В Иркутской области вообще пока нет ни одного природного парка, в отличие от соседних Бурятии, Красноярского края и Тывы. Проблема в том, что в остальных регионах Сибирского федерального округа уже приняты схемы развития природных территорий и идёт планомерная работа, в то время как областные власти Приангарья обосновывают отсутствие такого документа тем, что в регионе не принята схема территориального планирования. Татьяна Калихман называет такую позицию «лукавством». «Это не связанные документы. Схема терпланирования должна учитывать схему развития природных территорий, как это сделано в 11 субъектах СФО. Поэтому мы говорим о бездействии областной власти», – заключает эксперт по особо охраняемым природным территориям.
Почти так же, как бездействие, активных граждан возмущает отсутствие диалога власти с общественностью. Впрочем, пикет помог сторонам сделать шаг навстречу друг другу: в пятницу к протестующим из «Серого дома» вышел министр природных ресурсов и экологии региона Олег Кравчук. В начале разговора с пикетчиками он попытался апеллировать к документам и лицензиям, однако не смог убедить профессиональных географов, опытных туристов и жителей Шелехова, которые отлично знают район Олхинского плато, в том, что добыча камня ведётся именно на том участке, который был определён госкомиссией по запасам ещё в начале 1980-х.
– По картам всё сходится, – уверял министр.
– Да не сходится! – хором отвечали люди.
Олег Кравчук сообщил, что в настоящее время проверкой законности действий «Дорожника» занимается прокуратура, и предложил дождаться её вердикта. Татьяна Калихман, в свою очередь, попросила министра внимательнее ознакомиться с темой.
– Нарушение заключается в том, что у месторождения «Олхинское», – пояснила географ, – в 2004 году вдруг появился южный участок, в 1983 году ничего подобного не было. В Геологическом фонде совсем другая карта, уточните у них это, пожалуйста. Кто, кроме вас, эти вопросы может решать? Почему этот участок был выведен из зелёной зоны? А самое главное, было выполнено обоснование для создания там природного парка, но ничего не было сделано. Почему?
– Я не видел этого обоснования, – ответил министр, относительно недавно занявший этот пост, и добавил: – Речь идёт о площади 3,2 гектара среди нескольких сотен гектаров плато. Скальников много, никто никогда на них не претендовал и претендовать не будет.
– А где гарантия? – резонно поинтересовались люди.
– Мы опять друг друга не слышим, – сказал министр.
– Мы вас очень хорошо слышим, – заверил кто-то из участников пикета.
– Получается так: давайте мы этот скальник распилим, а остальные вам оставим, – подытожил другой иркутянин, – если будет наша инициатива. А если не будет, то остальные скальники потом тоже попилим. Потому что будет другой министр или другое министерство.
– Добывайте где-нибудь в другом месте! – выкрикнула одна из женщин. Обстановка начала накаляться. – Вы вообще задумываетесь, что там делаете?! Добиваетесь, чтобы народ возмутился по-другому?
– Я и предлагал, когда мы выезжали… с группой, – оглянувшись через плечо как бы в поисках поддержки той самой группы, продолжил министр, – давайте будем развивать природные памятники. Дадим законодательный ход, сделаем всё нормально.
Надо сказать, представители инициативных групп выглядели куда более подкованными в правовых вопросах, касающихся охраны природных территорий и лицензирования, и вообще, кажется, были гораздо ближе знакомы с темой, чем министр. Так, на очередной вопрос Татьяны Калихман о том, почему «Дорожнику» не было выдано заключение Государственной экологической экспертизы, без которой невозможна разработка месторождения, Олег Кравчук вновь сослался на «юрисдикцию прокуратуры» и чужую сферу ответственности. Говоря о работе по созданию природного парка, он отметил, что к решению этих вопросов надо привлекать и районные власти, и министерство имущественных отношений области. Министр предложил инициативной группе написать ещё одно обращение – в минимущества и к главам Иркутского, Шелеховского и Слюдянского районов, территория которых попадает в границы потенциального парка.
– Очень много сейчас обращений, мы утвердили 8 заказников… – попытался рассказать о работе министерства Кравчук, когда стало заметно, что градус эмоций несколько снизился.
– Вы утвердили границы существующих, а не создали новые, – уточнила Калихман. – Обращайтесь к нам в институт, мы вам покажем то, что ваше министерство нам и заказывало.
В заключение пикетчики поблагодарили министра за то, что он встретился с ними, и предложили и дальше вести диалог, чтобы сохранить красивейшие места. Пока отдалённые уголки, например северное побережье Байкала, спасает их труднодоступность, защитить природу вблизи областного центра могут только люди.
Между тем в пятницу Западно-Байкальская межрайонная прокуратура, действующая на правах природоохранной, разместила сообщение о ходе проверки соблюдения законодательства при разработке месторождения гранитов «Олхинское», в которое входят скальные останцы, известные под названием Старая крепость. «Выездная проверка показала, что в настоящее время добыча полезных ископаемых на арендованном лесном участке не осуществляется. В прокуратуру представлено заключение Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, согласно которому нарушений при разработке месторождения не выявлено», – говорится в пресс-релизе.
При этом прокуратура нашла грубые нарушения лесного законодательства: на арендованном участке, где рубка деревьев не предусмотрена, выполнены подготовительные мероприятия для проведения вскрышных работ, проведена сплошная рубка хвойных и лиственных пород деревьев в количестве 64 штуки. Деревья хаотично свалены вблизи скалистого нагорья. Лесному фонду причинён ущерб в размере 34 тыс. рублей, что влечёт как уголовную, так и гражданско-правовую ответственность.
Кроме этого и других нарушений установлено, что лесной участок, переданный в аренду, за исключением скальных останцев, покрыт лесными насаждениями: соснами, осинами, берёзами и другими. «Следовательно, любые вскрышные работы неминуемо будут сопряжены с уничтожением лесной растительности, рубкой деревьев, которая проектом освоения лесов не допускается, что повлечёт грубые нарушения лесного законодательства», – считают в прокуратуре.
Западно-Байкальский межрайонный прокурор направил в органы полиции материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту незаконной рубки лесных насаждений, в адрес директора ЗАО «Дорожник» внесено представление.
Природоохранная прокуратура в настоящее время проводит дополнительные проверочные мероприятия, в том числе с привлечением ряда экспертных организаций, говорится в сообщении.