Всестороннее обезвоживание
Жители села Максимовщина уже несколько лет ведут борьбу за доступ к Иркуту. Село с более чем 300-летней историей всегда брало воду из этой реки. В 2008 году для предупреждения подтопления жилой зоны началось берегоукрепление. В августе этого года подрядная организация ООО «Зодчий» получила предписание привести русло реки в порядок. Однако, по словам главы местной администрации Александра Бобкова, работы ведутся крайне медленно, перекопанный берег Иркута похож на поле боевых действий.
Село Максимовщина находится на берегу Иркута. Уже более 300 лет местные жители селятся вдоль реки, поближе к воде. Так появились улицы Иркутная, Озёрная, Школьная. Водопровода здесь нет, скважины селяне тоже не жалуют, предпочитая брать воду непосредственно из водоёма. Как заверили в администрации Максимовского муниципального образования, неоднократные пробы воды показывали, что вода не опасна для бытового использования и приготовления пищи.
В 2008 году в селе началась большая работа по берегоукреплению. Рабочим предстояло привести в порядок восемь километров берега. Для большегрузного транспорта были специально организованы технологические дорожки. Вскоре жители увидели, что берег Иркута резко меняется.
«Изменились русло, уровень воды. У жителей не было возможности брать воду из реки. Я сам живу на улице рядом с берегом, непосредственно столкнулся с такой проблемой», – рассказал глава Максимовского муниципального образования Александр Бобков. Тогда же местные власти предложили жителям организовать подвоз воды автоцистернами. Но идея отклика не нашла. По словам Александра Бобкова, население, привыкшее иметь беспрепятственный доступ к воде, отказалось оплачивать услуги по подвозу.
Работы, которые велись на Иркуте, неоднократно становились объектом пристального внимания не только местных жителей, но и журналистов, представителей прокуратуры и министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области. Жители жаловались в различные инстанции, утверждали, что вместе с берегоукрепелнием на реке ведётся незаконная добыча гравия. В дело вмешалась прокуратура. В 2010 году был доказан факт незаконного предпринимательства. Но вскоре работы возобновились, на этот раз предприятие имело на руках лицензию минприроды. Добычу пород разрешили проводить на участке 19 гектаров в 10 километрах от Иркута. Однако машины работают в районе села Максимовщина.
В августе текущего года подрядчик ООО «Зодчий» получил предписание привести русло реки и береговую линию в порядок. «За три месяца работы расчистили только 200 метров берега. Мы такими темпами недовольны. Из двух технологических дорожек убрали только одну. Жители так и не получили доступ к воде», – рассказал Александр Бобков. На днях министр природных ресурсов и экологии Приангарья Олег Кравчук заявил, что ведомство вмешается в ситуацию, будут привлечены и правоохранительные органы.
Пока вопрос с обеспечением водой в селе местные власти решают различными способами. Так, на время выходом стала новая водонапорная башня, которая работает на электрических насосах. Почти три года, пока шло берегоукрепление, жители пользовались башней. «На машинах население подъезжало за водой, люди набирали необходимое количество в цистерны. В принципе, все приноровились. Вот только постоянно работающая техника на берегу реки и медленно продвигающаяся работа доставляли неудобства», – добавил Александр Бобков. В 2011 году энергетики из-за большого долга по оплате услуг прекратили поставку электричества для водонапорной башни.
Как пояснил Александр Бобков, после строительства башня осталась на балансе Иркутского района. Однако муниципалитет по неизвестным причинам не оплачивал счета за электроэнергию. «Летом выходили из ситуации своими силами. Купили кабель, подключили водонапорную башню к дому одной из жительниц села. Ей администрация возмещала затраты. У селян вновь появилась возможность брать воду», – рассказал глава. Администрация района сразу же начала процесс передачи объекта в собственность села. Во вторник стало известно, что документы оформлены.