издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В случае опасности звонить…

«Сибирский энергетик» выяснял, куда можно сдать на переработку опасные бытовые отходы

По итогам 2011 года в Иркутской области образовалось почти 103 млн. тонн отходов производства и потребления. Переработке подверглась примерно пятая часть, чуть меньше половины осталось на временном хранении, захоронено было чуть более 4,031 млн. тонн, из которых 1212,91 млн. тонн содержали вещества первого и второго классов экологической опасности. Речь не только о промышленных отходах – вместе с бытовым мусором на свалки зачастую отправляются ртутьсодержащие лампы, элементы питания и прочие предметы, которые по законодательству запрещено складировать на полигонах ТБО. Корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ задался вопросом: можно ли их перерабатывать и кто располагает соответствующими возможностями?

Действующее в России законодательство предполагает, что на полигоны ТБО можно выбрасывать отходы четвёртого и пятого классов экологической опасности, то есть те, что незначительно нарушают экосистему, так что на её самовосстановление уходит не больше трёх лет, либо практически её не нарушают. Есть небольшое послабление для отходов третьего класса опасности: их доля в общем объёме мусора, вывозимого на свалку, может составлять 18 – 20% при условии предварительного обезвреживания. Однако зачастую вместе с бытовым мусором в ведро отправляются отходы, содержащие тяжёлые металлы из «грязной тройки», – ртуть и свинец. Люди запросто выбрасывают ртутьсодержащие энергосберегающие лампочки, градусники, батарейки и аккумуляторы, невзирая на стоящий на них значок с перечёркнутым контейнером (правда, некоторые производители элементов питания сопровождают его надписью: «Только в Европе»). Многие не учитывают, что к опасным отходам относятся электронные приборы и мобильные телефоны, моторные масла и даже банки с остатками краски, лака или клея. Проблем добавляет и то, что предприятий, которые занимаются их переработкой, попросту не существует либо мы не знаем об их существовании. 

Лампу сдал – лампу принял

Этого, впрочем, не скажешь об утилизации энергосберегающих ламп. Конечно, в Иркутской области их, равно как и другие содержащие ртуть отходы, перерабатывает лишь один индивидуальный предприниматель Александр Митюгин, чей завод находится под Братском. Однако в крупных городах региона постепенно создают систему сбора лампочек. Например, осенью 2011 года в 15 торговых точках Иркутска открылись пункты их сбора, сейчас таких насчитывается уже 22. «Процесс сбора отработанных ртутьсодержащих ламп в городе осуществляется, имеется положительная динамика», – констатирует заместитель начальника управления по охране окружающей среды и экологической бе-зопасности – начальник отдела экологической безопасности и контроля городской администрации Наталья Ступина. Действительно, если в 2010 году на переработку было направлено 127 тыс. ртутьсодержащих ламп, то в 2011 году – уже 167 тыс. лампочек, причём в нынешнем году эта цифра будет ещё больше. Через пункты приёма, организованные в торговых точках группы компаний «АДМ» (именно на их базе была основана система сбора ламп у населения), с начала 2012 года поступило около тысячи ламп, предполагается, что в следующем году объёмы сдачи увеличатся до 3,5 – 4 тыс. штук. 

Ещё около сотни лампочек было сдано в химико-радиометрическую лабораторию ОГКУ «Центр ГОЧС И ПБ», которая также занимается приёмом содержащих ртуть приборов у населения. Кроме того, в неё сдали около 1,5 кг тяжёлого металла. «Человек непосредственно звонит нам, мы ему объясняем, как до нас добраться, и он термометр или лампочку к нам привозит, – рассказал начальник химико-радиометрической лаборатории  Валентин Верхозин. – Мы всё принимаем бесплатно, потом храним у себя на территории, а в конце года накопившуюся партию увозят к Митюгину, который её перерабатывает по договору с городской администрацией». 

Кстати, привезти в учреждение, расположенное чуть в стороне от улицы Чайковского, недалеко от перекрёстка с улицей Маяковского, можно не только целый градусник, но и ртуть, собранную в том случае, если он разбился. «Это не чрезвычайная ситуация – человек может своими силами всё ликвидировать», – пояснил Верхозин. Способ довольно простой и не требует каких-то особых навыков: крупные капли или шарики ртути необходимо поместить в банку с водой, чтобы металл не мог испариться (напомним, опасны именно его пары). Мелкие капельки собираются влажной салфеткой или ватным тампоном. Место разлива обрабатывается лимонной или уксусной кислотой либо слабым раствором марганцовки – ртуть вступает с ними в реакцию, так что образуется соль. Собрав её, достаточно ещё раз вымыть место разлива тёплой водой с мылом. 

Копите батарейки к следующему году

Зачастую вместе с относительно безвредным мусором на свалки попадают опасные отходы

Батарейку или аккумулятор от сотового телефона, само собой, своими руками не переработаешь. По всем нормам их положено сдавать на утилизацию, но здесь есть определённая сложность. «У нас прорабатывался вопрос по приёму батареек с фирмой «Метэко», которая производит утилизацию свинцовых аккумуляторов, – рассказала Ступина. – Они собирались купить перерабатывающую установку, практически всё было решено с точки зрения сбора. Но компания обанкротилась». 

Действительно, заявление о признании её банкротом было подано в Арбитражный суд Иркутской области в начале 2012 года. Несколько раз его оставляли без движения, рассмотрение длится до сих пор. Однако директор ООО «Метэко» Владимир Лузгин сообщил корреспонденту «Сибирского энергетика», что о ликвидации фирмы речь не идёт. «Будет реорганизация», – уточнил он. Более того, в следующем году компания намерена вернуться к вопросу о приёме бытовых элементов питания на переработку. «Установка, о которой вы говорите, была смонтирована в 2005 году, нам необходимо только модернизировать металлургический участок в Свирске, чтобы замкнуть технологическую цепочку от сбора сырья до получения конечной продукции», – добавил собеседник издания. Когда система сбора заработает, в «Метэко» намерены принимать отработавшие свой ресурс элементы питания не на безвозмездной основе, а покупать. «Бесплатно никто не работает: ни народ, ни предприятия не желают сдавать, – заметил Лузгин. – Это всё-таки сырьё, и за него есть конкуренция, так что выход один – покупать. У населения – однозначно, с промышленными предприятиями ситуация сложнее». 

166 канистр соляной кислоты

С утилизацией нефтяных шламов и отработанных масел, также относящихся к опасным отходам, в Иркутске сложностей нет: согласно вышедшему в конце прошлого года третьему изданию каталога-справочника предприятий, действующих в области обращения отходов потребления и производства в Иркутской области, в этой сфере работают три компании. А в соседнем Ангарске действует «важнейшее», по выражению Ступиной, ООО «Ангара-реактив», чьи производственные мощности позволяют перерабатывать вещества второго и третьего классов опасности. В частности, компания может утилизировать ядохимикаты, пестициды, химические удобрения и медицинские препараты с истёкшим сроком годности. Рассматривается даже возможность утилизации соляной кислоты, ёмкости с которой были обнаружены в частном гараже в областном центре. Объём переработки предстоит немалый – речь идёт о 

почти 4 тыс. литров крайне опасного химического соединения (чтобы осознать масштаб, представьте 166 канистр по 20 литров). Сейчас рассматриваются три варианта её использования: применение в производстве, нейтрализация за счёт городского бюджета и переработка на мощностях компании «Ангара-реактив». С выбором в администрации Иркутска определятся в ближайшее время. 

Областное министерство природных ресурсов и экологии, в свою очередь, предлагает разработать и принять региональный закон об отходах производства и потребления. Эту инициативу обнародовала заместитель главы ведомства Нина Абаринова на заседании общественного совета по вопросам охраны окружающей среды при правительстве Иркутской области. В документе предполагается ввести поэтапный запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку и переработку. Наряду с этим предполагается разработка нормативно-правового акта, в котором были бы закреплены меры экономического стимулирования предприятий-переработчиков. «Мы готовим документ, позволяющий предоставлять налоговые преференции относительно доходов в областной бюджет», – отметила Абаринова. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры