«Мечети не вмещают всех желающих»
Байкальский муфтият объявил о планах развития ислама в Иркутской области
Иркутские мусульмане отметили 115-летие соборной мечети приездом первого заместителя Верховного муфтия России Рината хазрат Раева. Ему сообщили об активном развитии ислама в регионе: регистрируется новая община в Нижнеудинском районе, получены участки под строительство новых мечетей в Братске, Ангарске, Осинском и Аларском районах. Тенденцию сами представители религиозного сообщества связывают с ростом числа рабочих мигрантов, которые составляют основную часть прихожан. При мечети, ставшей «средством адаптации», они теперь нередко получают не только духовную поддержку, но и юридические консультации и помощь в изучении русского языка.
Ринат хазрат Раев в Иркутск вместе с другими представителями духовенства прибыл на 115-летие соборной мечети. «Поначалу иркутяне ездили в мечеть в нынешнюю Пивовариху. По некоторым данным, она была построена в середине 19 века, по другой информации – ещё в 18-м. А уже в 1897 году переселенцы из Татарстана основали в Иркутске, на улице Саломатовской [нынешней Карла Либкнехта], деревянную мечеть. И начали сбор средств на каменную мечеть, которая открылась ещё через не-сколько лет», – рассказал муфтий Байкальского муфтията Фарит хазрат Мингалеев на конференции «Умеренность – добрая традиция мусульман Российской Федерации и СНГ». По его словам, в 1915–1917 годах во многих населённых пунктах Иркутской области были открыты мечети и молельные дома, действовали несколько мусульманских общин. «Мечети работали в Черемхове, Усолье-Сибирском, Зиме, Тайшете, Нижнеудинске, Голумети, Заларях, Кутулике, Слюдянке, Александровском. Всего было 23 мечети и молитвенных дома», – перечислил Мингалеев.
Сейчас в регионе действуют девять мечетей: в Ангарске, Усолье, Черемхове, Тайшете, Зиме, посёлках Новонукутск (Нукутский район) и Шаховск (Аларский район), а также в Иркутске (одна – в Жилкино). Со статусом юридического лица зарегистрированы 13 мусульманских общин, сообщил Мингалеев. «В иркутской мечети в день проводится пять молитв, мечеть всегда открыта, – отметил он. – Число прихожан растёт. Если в 1994 году на пятничный намаз приходили всего 40 человек, то сейчас – около тысячи. Оба этажа мечети уже не вмещают всех желающих». Муфтий добавил, что «мусульманской общине в содержании и ремонте храма постоянно помогают администрации области и города, депутаты Заксобрания, городской Думы вне зависимости от вероисповедания». Поддерживают мусульман и в других районах: администрации выделили участки под строительство мечетей в Братске, Ангарске, Осинском и Аларском районах. Кроме того, регистрацию проходит община в Нижнеудинском районе. Параллельно муфтият сотрудничает со школами, колониями и воинскими частями, проводит беседы с мусульманами. «Кроме того, большое внимание мы уделяем халяль-питанию. Жители Иркутска организовали производство, обеспечивают всю область и поставляют продукцию даже за пределы региона», – отметил Мингалеев.
Развитие ислама в Приангарье первый заместитель Верховного муфтия России, главный муфтий Уральского федерального округа, ректор Российского исламского университета Ринат хазрат Раев связывает с «поднятием уровня образования, проповедями». «Эта потребность существует не только в Иркутской области. Я являюсь муфтием Курганской и Челябинской областей. У нас, несмотря на тридцатиградусный мороз, прихожане в пятничное богослужение молятся на улице», – отметил Раев, добавив, что так происходит, несмотря на то что «во всём мире ислам пытаются представить как религию зла и терроризма».
Его поддержал проректор Российского исламского университета Раис хазрат Измайлов. «Любое преступление сейчас классифицируется как преступление на национальной почве: про бытовой конфликт – убийство или драку – сразу по всем СМИ сообщается, будто это произошло на почве национальной розни, – считает Измайлов. – Мусульмане должны понимать, что в российском обществе мы под особым вниманием. Нас смотрят под микроскопом. И поэтому мы должны понимать, что должны являться достойным примером». Проректор добавил, что в последнее время в российском обществе не стихают дискуссии по поводу строительства мечетей. «Все знают, какие события происходят в Москве и других городах, когда мусульманские общины испытывают трудности в строительстве новых мечетей, регистрации новых общин, – сказал он. – Противники считают, что мечети являются потенциальным источником религиозного экстремизма и межконфессиональных конфликтов. Кроме того, по их словам, мечеть не вписывается в традиционный облик российских городов. Но это не так».
Измайлов заверил, что мусульманские сообщества играют важную роль в развитии межрелигиозных и межконфессиональных отношений. «Община может способствовать решению насущных задач. Например, интегрировать мигрантов в российское сообщество, – полагает он. – Не секрет, что количество мигрантов из бывших республик СССР растёт. Основную часть прихожан в мечети составляют мигранты. В связи с этим увеличивается роль мечети как средства их адаптации. Во многих общинах мусульмане могут получить грамотную юридическую консультацию, помощь в устройстве на работу, изучении языка и культуры». Последнее особенно важно, поскольку «мусульмане должны ставить себя на место немусульман, учитывать традиции культуры, в которой живут». «А с другой стороны, православные должны себя ставить на место мусульман, которые приезжают в Россию зарабатывать деньги не от хорошей жизни», – заключил Измайлов. К Иркутской области, отметили муфтии, у них претензий нет: здесь областные и городские власти не противятся строительству мечетей, созданию религиозных организаций и сотрудничеству в образовании.