ВТОржение в сельское хозяйство
Участники круглого стола обсудили риски при вступлении России в ВТО
Чем грозит сельскому хозяйству вступление России в ВТО, как поддерживает товаропроизводителей на селе областной бюджет, с какими проблемами сталкиваются муниципалитеты – эти и другие вопросы обсуждались в ходе круглого стола «Программа социально-экономического развития сельских территорий: будущее для власти, общества и бизнеса». Мероприятие состоялось в Иркутске 21 ноября по инициативе Общественной палаты Иркутской области. В нём приняли участие члены палаты, представители правительства региона и сельхозтоваропроизводители.
Как отметил председатель комиссии по экономическому развитию Общественной палаты Иркутской области Андрей Хоменко, тема села всегда была актуальной для региона. 8 ноября правительство России обнародовало концепцию федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2013–2020 годы» разработана и в регионе. «Предлагаю обсудить эти документы», – обратился к собравшимся Андрей Хоменко.
Однако сначала свою оценку развитию отрасли дал председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Приангарья Виктор Самаруха. По его словам, «ситуация в стране неутешительная, очень сложная». В России заброшено более 40 млн. га пашни; в 2010 году по сравнению с 1990-м тракторный парк уменьшился в четыре раза, парк зерноуборочных комбайнов – в пять раз, парк кормоуборочной техники – в шесть раз, число орудий по обработке земли и уходу за посевами – в пять раз.
Снижаются объёмы производства техники: 6,9 тыс. тракторов в 2010 году против 160–170 тыс. ежегодно в лучшие времена, тогда как объёмы списания машин в два-три раза превышают пополнение. «Происходит деиндустриализация сельскохозяйственного производства в стране, – сделал вывод Виктор Самаруха и предостерёг присутствующих: – Новая приватизация сельскохозяйственных земель опасна тем, что при реализации определённых схем российские земли могут скупаться иностранцами».
Доля сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в валовом региональном продукте Иркутской области (ВРП) постоянно снижается. Если в 2008 году показатель составлял 8%, то в 2010-м – 6,2%. «Снижение будет и в дальнейшем: в регионе активно осваиваются природные ресурсы, увеличивается добыча золота. Доля добывающего комплекса в ВРП постоянно растёт, ведь в 2011 году в регионе было извлечено из-под земли 9 миллионов тонн нефти, на 2017 год запланировано 15–17 миллионов тонн. Мы рискуем получить отток высококвалифицированных кадров из сельской местности в сферу нефтедобычи, ведь зарплата там гораздо выше, – предупредил выступающий. – Наглядный пример: на 10000 человек населения в Балаганском районе приходится всего 14 врачей, в Братском, Жигаловском районах – 15. Хотя средний показатель по региону – 51. Иркутской области необходима программа по закреплению интеллигенции в сельской местности».
Уделил эксперт внимание и проблемам, с которыми придётся столкнуться отрасли при вступлении России в ВТО. В их числе – ограничение административных возможностей правительства, снижение дотаций сельскому хозяйству с 9 до 4 млрд. долларов в 2017 году, повышение цен на энергоносители и снижение их потребления на внутреннем рынке, усиление зависимости отечественного бизнеса от транснациональных компаний и рост неконтролируемой трудовой миграции. Причём процесс этот двухсторонний: не исключены приезд в Россию неквалифицированных кадров и «утечка мозгов» из страны. Возможно усиление конкуренции за внутренние рынки сбыта продукции и банкротство неконкурентоспособных предприятий. «Особенно может пострадать свиноводство, ведь снимаются существующие сейчас барьеры таможенных защит», – подчеркнул Самаруха.
Оценивая концепции федеральной и региональной программ, он отметил: «Документы неплохо проработаны, но, к сожалению, как и в советские времена, в них практически не уделено внимание социальному развитию сельскохозяйственных территорий». Кроме того, в региональной программе необходимо уделить внимание повышенной урбанизации, уже сейчас есть значительный отток населения из села в Иркутск и его пригород.
Со вступления России в ВТО начала своё выступление и министр сельского хозяйства Иркутской области Ирина Бондаренко. По её словам, изначально предполагалось, что условия вступления во Всемирную торговую организацию начнут действовать для сельского хозяйства после 2020 года. Однако на деле «сельское хозяйство оказалось в ВТО со дня подписания всех документов». Согласно правилам организации, внутренняя поддержка отрасли делится на три корзины – красную, жёлтую и зелёную.
Основной принцип распределения мер по корзинам – это то, оказывают ли меры поддержки искажающее воздействие на торговлю. Меры поддержки зелёной корзины такого влияния не оказывают и могут применяться без ограничений. Меры жёлтой корзины – ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на ГСМ, электричество и так далее – оказывают искажающее воздействие на торговлю и должны постепенно сокращаться. В красной корзине запрещены такие меры поддержки, как квотирование на ввоз, экспортные субсидии и некоторые другие. Федеральные и региональные субсидии не входят в корзины.
В 2011 году из областного бюджета на развитие сельского хозяйства было выделено
1 млрд. 83 млн. рублей и свыше 900 млн. рублей из федерального бюджета. Ожидается, что поддержка из бюджета до конца года будет увеличена почти на 500 млн. рублей, в то время как из федерального бюджета будет выделено на 200 млн. рублей меньше. В Иркутской области возвращена такая мера поддержки, как субсидии на литр реализованного молока. В начале года по этой статье из региональной казны было выделено 30 млн. рублей, на сентябрьской сессии ЗС Иркутской области принято решение о выделении ещё 34 млн.
«Эта мера была предпринята, чтобы стабилизировать поголовье коров. Если мы не сохраним поголовье и производство молока на уровне 2011 года, то не сможем претендовать на федеральную поддержку», – подчеркнула министр. По её словам, в регионе довольно успешно работают кооперативы по закупке молока у населения. В планах правительства региона – увеличить объём поддержки предприятий, занимающихся мясным скотоводством.
На условиях софинансирования поддержал две программы для фермеров в 2012 году и федеральный бюджет. 36 молодых фермеров, отобранных по итогам конкурса, получили до 1,5 млн. рублей из федерального и областного бюджета на развитие бизнеса и 250 тыс. рублей на благоустройство. Семь семейных фермерских хозяйств, занимающихся мясным скотоводством, могли стать обладателями до 13 млн. рублей. Однако, чтобы принять участие в этой программе, у семьи должно быть не 10% собственных средств, как в первом случае, а 40% – то есть порядка 9 млн. рублей. «По предложению губернатора Сергея Ерощенко в области будет разработана аналогичная программа поддержки, ведь желающих принять в ней участие очень много. В перспективе меры поддержки крупного, среднего и малого бизнеса будут дифференцированы».
В будущем на поддержку из федерального бюджета могут претендовать только муниципалитеты, заложившие в свои долгосрочные планы комплексное развитие территории, включая и развитие сельскохозяйственного производства. Такой же подход будет реализован и региональными властями. «С 2013 года мы будем заключать соглашения с сельхозтоваропроизводителями по объёмам производственных показателей и субсидированию. Есть предложение сделать эти соглашения тройственными, чтобы свою подпись ставили и представители муниципальных властей, – рассказала Ирина Бондаренко. – Особенно жёстким будет подход к сохранению поголовья скота и производству молока как на уровне федерации, так и на уровне региона. Мы готовы помогать, выходить в правительство с предложениями по увеличению мер поддержки, но должны видеть обратную реакцию: выделяются деньги – значит, должно быть производство продукции».
Подводя итоги работы сектора, Ирина Бондаренко сообщила, что в прошлом году выручка от реализации продукции составила 42 млрд. рублей, в нынешнем ожидается 46,8 млрд. рублей. «За 10 месяцев 2012 года по всем показателям хоть небольшие, но плюсы. Отмечена и стабилизация поголовья, но пока это не очень устойчиво», – сообщила министр.
В свою очередь обратную связь представителям властей дали муниципалитеты. Так, председатель Думы Иркутского района Александр Менг рассказал, что территория столкнулась с нехваткой земли для ведения сельскохозяйственных работ, стремительными темпами растёт население и нагрузка на инфраструктуру. «В хомутовской школе №2 уже пять первых классов, – посетовал он. – Я изучил концепцию федеральной программы, и у меня возникли вопросы, связанные с социальной сферой.
По всей России предполагается всего 858 фельдшерских пунктов. На мой взгляд, этого недостаточно. Только у себя в районе в 2012 году мы ввели четыре таких пункта».
Однако основной проблемой села является то, что продукцию у селян закупают по одной цене, а продают по другой. «Ирина Викторовна сказала, что кооперативы закупают молоко у населения по 12 рублей за литр. А по какой цене его нам продают? По 35–40 рублей. Нужно понять, на каком именно этапе возникает эта разница, и принять необходимые меры».
В целом участники круглого стола рекомендовали правительству региона доработать программу «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2013–2020 годы» с учётом развития социальной сферы. Представителям властей на местах, бизнесу и общественным организациям рекомендовано ускорить процесс разработки паспортов территорий.