издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Несостоявшаяся агломерация

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

К теме иркутской агломерации вернулись региональные власти, чтобы почти сразу же вновь её закрыть. На градостроительном совете главный архитектор Иркутской области Екатерина Протасова обосновывала необходимость разработки документов территориального планирования, объединяющих как минимум Иркутск, Ангарск и Шелехов, а в дальнейшем – микрорегион тесного социально-экономического развития от Черемхова до Байкальска. Несмотря на звучавшие в зале словосочетания «эффект синергии», «качество жизни» и «инвестиционная привлекательность», градостроительный совет после резкой критики проекта агломерации губернатором Сергеем Ерощенко отказался одобрить эту идею.

Разнообразная агломерация

Принято считать, что история иркутской агломерации началась в 2006 году, когда иркутяне первыми в стране выступили с идеей объединения столицы Восточной Сибири с ближайшими соседями – Ангарском и Шелеховом, относящимися к разным муниципалитетам, и создания новой административной единицы – Большого Иркутска, города-миллионника. По замыслу идеологов, агломерация связала бы Иркутск, Ангарск и Шелехов единой скоростной системой общественного транспорта, было бы сформировано общее торговое, культурное и образовательное пространство. Это могло бы повысить качество жизни и стать фактором, противодействующим депопуляции, то есть оттоку населения. 

Однако Иркутск оказался не только первым городом, предложившим проект агломерации, но и первым, кто его «схлопнул», отметил генеральный директор ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» Михаил Грудинин. 

К 2007 году агломерация стала модной темой общественных дискуссий и публикаций СМИ. Учёные Института географии имени В.Б. Сочавы СО РАН по заказу Фонда регионального развития Иркутской области подготовили «Обоснование границ Иркутской городской агломерации» – комплексное исследование развития территории Большого Иркутска и обнародовали три варианта границ, писала газета «Конкурент». Первый, максимальный проект, предполагал, что в агломерацию войдут 14 муниципальных образований Иркутского района, по четыре – Ангарского и Шелеховского, а также Железнодорожное МО Усольского района. Численность населения в максимальном варианте составляла порядка 960 тыс. человек. Этот вариант был отвергнут как нереалистичный из-за слишком большой территории.

Население на 5 тыс. человек меньше охватывала агломерация в «среднем» варианте, который предусматривал проведение границ с включением не всех муниципальных образований и, по мнению разработчиков, являлся оптимальным. При минимальном варианте в агломерацию вошли бы Иркутск, Ангарск, Шелехов и примыкающие к ним территории. Жить в таком мегаполисе могли бы, по подсчётам того времени, 928 тыс. человек. Только на строительство необходимой агломерации инфраструктуры идеологи создания города-миллионника планировали получить примерно 100 млрд. рублей, а общие расходы оценивались в три раза выше – на уровне затрат на подготовку Олимпиады в Сочи. 

«Агломерация всей страны началась»

Ещё в 2008 году иркутская пресса писала о «потенциале агломерации», но уже летом, когда область возглавил Игорь Есиповский, проект был исключён из числа приоритетных. Хотя стратегические вопросы были по сути верны, но идея административного объединения уже сложившихся муниципальных образований была обречена на сильное сопротивление, считает Екатерина Протасова. Возвращение к теме сегодня обосновано тем, что формирование крупных агломераций как точек развития обозначено в долгосрочной стратегии развития России до 2020 года, сообщила Протасова. Примерно год назад правительство РФ обнародовало концепцию территориального устройства России посредством разделения её на 20 агломераций с населением более миллиона человек, Иркутская агломерация оказалась в этом списке. 

«Ещё в 1991 году, – подчеркнула главный архитектор области, – была разработана схема районной планировки Иркутской области, которая тогда не получила логического завершения, но в этой работе уже появилось понятие Иркутско-Черемховской агломерации, куда включались Иркутский, Слюдянский, Черемховский районы. На сегодня в схеме терпланирования преемственность сохраняется». Иркутской агломерации отводится значительная роль в пространственной и экономической организации региона. На территории Иркутска, Ангарска и Шелехова сосредоточены перспективные научные, инфраструктурные и туристско-рекреационные проекты, на площади в 4% территории области сосредоточено 54% населения, 12% жителей Ангарска и 22% жителей Шелехова регулярно ездят в Иркутск на работу и учёбу. Активно идёт процесс субурбанизации – рост пригородов, хотя и стихийный. 

В то же время в областном центре практически закончились площадки под комплексное жилищное строительство, а точечная застройка лишь ухудшает качество жизни. Отдельная проблема – сети. Они не рассчитаны на нагрузки развивающегося пригорода, что особенно актуально для Иркутска и Иркутского района, отметила архитектор, подчеркнув, что разработка генпланов зачастую не опережает, а догоняет сложившуюся ситуацию. 

Идеология агломерации должна основываться не на переделке муниципальных границ, считает Екатерина Протасова, а на получении синергетического эффекта от объединения потенциала соседних территорий. «Считаю уместным говорить об объединении в агломерации не только Иркутска, Ангарска и Шелехова, но и прилегающих районов, а в перспективе – Усолья и Черемхова», – заключила она. 

В прошлом десятилетии вслед за Иркутском об агломерации задумались Красноярск, Барнаул, Чита, Новосибирск и другие города, напомнил Михаил Грудинин. «Агломерация всей страны, условно говоря, началась», – отметил глава института. Агломерации – не только российский, но и мировой тренд: в 2008 году в мире насчитывалось 459 миллионников, в 2015 году, по прогнозам, их будет уже 900. При этом 3/4 прироста ВВП приходится на агломерации, а потери ВВП из-за нерациональной организации территории составляют 2,5 – 3%. Грудинин предложил участникам градсовета вспомнить о понятии ТПК – территориально-производственного комплекса: «На юге региона существует ТПК Черембайк – Черемхово-Байкальск. В схеме районной планировки это присутствует». Здесь по факту сконцентрированы население и производство. К плюсам агломерации он отнёс и оптимизацию инженерной инфраструктуры: энергетический потенциал Ангарска хорошо стыкуется с Иркутско-сельским районом. Отрицательный эффект – вытягивание населения из более северных, и без того немноголюдных территорий региона. «Шанс у Иркутска как опорного каркаса южно-сибирской системы расселения есть объективно, хотим мы этого или нет», – заключил эксперт. 

«Вопрос окончательно не закрыт»

Мегаполисы привлекательны для жителей и инвесторов, уверены сторонники агломерации. «По поводу инвестиционной привлекательности сам лично проводил переговоры с крупными торговыми сетями, к потребительскому рынку в миллион человек они относятся иначе, чем к рынку в 600 тысяч», – привёл пример бывший президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин. Однако это не убедило губернатора Сергея Ерощенко. «Вы меня простите, но в Иркутской области не торговые сети главное, – возмутился глава региона. – По этому поводу я сам много переговоров проводил, это не аргумент. Куда ни присоединяй Байкальск, толку не будет… Если мы уберём дымящую трубу у мэра Байкальска, то можно даже объявлять конкурс на утилизацию отходов», – неожиданно заключил он. Чтобы развивать регион, можно обойтись и без создания города-миллионника, полагает губернатор, называя процесс создания агломерации искусственным. 

Против разработки новых документов терпланирования выступил и вице-спикер Законодательного Собрания области Геннадий Истомин. «С 2006 года более 100 миллионов рублей было потрачено на эту работу. Единственное, что тогда помешало созданию агломерации, – сопротивление местных элит, поскольку создавался единый управленческий центр», – отметил депутат. 

По итогам обсуждения градсовет решил завершить работу по составлению генеральных планов и схем территориального планирования тех муниципалитетов, которые могли бы войти в иркутскую агломерацию. «Решение градсовета носит скорее рекомендательный характер и отражает позицию властей и общественности. Что касается создания иркутской агломерации, то вопрос окончательно не закрыт», – цитирует РИА Новости неназванного представителя правительства Иркутской области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры