Коттеджная пристройка
Региональные власти намерены навести порядок с предоставлением земли
Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко пообещал, что ни один участок леса, подготовленный для перевода в другие категории земель, региональное правительство не согласует без чёткого обоснования. Речь на прошедшем в минувший четверг заседании правитель-ства шла о лесных территориях вокруг Иркутска, на которых с пугающей быстротой появляются коттеджные посёлки.
Руководитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области Виталий Акбердин рассказал, что сейчас 80 дачных некоммерческих товариществ готовят материалы в правительство России, обосновывающие перевод земель из лесного фонда в другие категории. В нынешнем году переведено три участка общей площадью 30,6 гектара. Наиболее уязвимы к вторжениям защитные леса, охотников за землёй не пугает, что участки зачастую не обеспечены даже электроэнергией.
Перевод происходит по следующей схеме: инициативная группа подаёт заявление, подкреплённое ходатайством мэра муниципалитета, в Агентство лесного хозяйства. При получении всех согласований на региональном уровне документы вместе с ходатайством от областного правительства направляются в федеральное правительство. Как только распоряжение о переводе земель лесного фонда в другие категории готово, заявитель может обращаться в Росимущество. Там он получит участок либо в собственность, либо в аренду, либо в безвозмездное пользование. Затем, как правило, кусок леса размежёвывается и превращается в сотни небольших наделов, готовых к продаже. Известно, что на рынке недвижимости такие «уголки природы в 15 минутах езды от города» ценятся очень высоко. По расчётам Виталия Акбердина, прибыль с продажи 40 гектаров составляет не менее 400 миллионов рублей.
Например, посёлок Жемчужина распоряжением правительства России потерял статус лесной территории 11 мая 2010 года. Сейчас идёт продажа и активная застройка участков. Как рассказал руководитель Агентства лесного хозяйства, добротные коттеджи возводят в ДНТ «Прибрежное-2», хотя товарищество имеет право осуществлять в лесу лишь рекреационную деятельность.
Для наглядности начальник УФСБ России по Иркутской области Игорь Ахримеев зачитал отрывок из ходатайства муниципалитета о переводе земель лесного фонда в другие категории: «Для получения возможности гражданами заниматься крестьянским трудом на свежем воздухе, организовывать места отдыха, заниматься физкультурой и спортом, осуществлять малоэтажную застройку в рамках реализации приоритетных национальных проектов «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жильё гражданам России».
Не секрет, что наибольшим спросом пользуются участки леса, расположенные по обе стороны Байкальского тракта. Губернатор не стал отрицать, что перевод их под малоэтажное строительство возможен, но делать это нужно организованно. «Любому разумному человеку понятно, что город будет развиваться в том направлении. Мы должны построить процесс так, чтобы земли легально выделялись людям, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, прежде всего многодетным семьям, – сказал Сергей Ерощенко. – Те люди, которые построили дома в этом направлении нелегально или полулегально, вовлекаются в сложный процесс. Потом они могут стать обманутыми вкладчиками. Ведь когда мы начнём создавать организованные посёлки, мы натолкнёмся на временные постройки, возникнут трудности».
Кстати, в области уже предпринималась попытка участия государства в проектировании малоэтажных посёлков. Однако проект постигла неудача. По словам Сергея Ерощенко, история посёлка Берёзовый начинается в 1991 году, когда мэр Иркутского района безвозмездно выделил 6,4 тысячи гектаров для индивидуальной жилой застройки. «Земля и инфраструктура были подготовлены за счёт областного бюджета. По нынешним ценам на это было выделено 200 миллионов рублей. Посёлки были сформированы в нескольких местах: около Плишкино, в Мельничной Пади, за 3-м посёлком ГЭС, в районе Новой Лисихи, – рассказал губернатор. – Идея была заложена правильная – обеспечить людей жильём. Специально для ведения застройки было создано ЗАО «Иркутскиндстрой», его акционерами стали крупные предприятия области, всего 19 организаций.
В 1994 году произошла кража, а спустя четыре года чудесным образом оказалось, что более 80% акций принадлежат двум физическим лицам. Это предприятие и по сей день работает и занимается продажей земли в Иркутском районе. При этом бюджет не получил от его деятельности ни копейки».
Губернатор сообщил, что собранные по этому делу материалы он передал в правоохранительные органы. И на этом разбирательство относительно неправомерного распоряжения государственным имуществом не закончено.