Магистральная хирургия
Увеличить пропускную способность дорог города, разрешить проблему с пробками в час пик, создать площадки для парковки автомобилей в центральной части Иркутска – учёные, дорожники, автомобилисты, полицейские и чиновники взялись за транспортную схему столицы Приангарья. Мэр областного центра предлагает варианты «дёшево и сердито», представители Союза автомобилистов Сибири говорят об одностороннем движении и дополнительных светофорах. Иркутские учёные со свойственным им скепсисом признают: в городе дорожная ситуация запущена настолько, что лечение уже бесполезно, спасёт только хирургическое вмешательство.
Транспортный «апофигей»
Несколько лет подряд в час пик город задыхается в пробках. С каждым годом ситуация усложняется, центральные магистрали областного центра по утрам и вечерам буквально парализованы. Этим летом стало ещё хуже. По информации ГИБДД, меньше чем за полгода в Иркутске прибавилось 6,5 тысячи автомобилей. Дорожная сеть просто перестала справляться с нагрузкой. Проезд по улицам Маяковского, Ленина, Декабрьских событий, Партизанской, Советской, по Иркутному, Глазковскому мостам, плотине ГЭС превратился для автомобилистов в головную боль.
Не выдерживают возрастающих нагрузок даже реконструированные улицы. Автомобилистам подолгу приходится стоять в пробках перед светофорами на Байкальской в районе Лисихи. Не смогли решить проблему с пробками и подземные переходы на бульваре Рябикова. В сторону Шелехова общественный транспорт на Синюшиной горе движется со скоростью не больше 20 километров в час.
В конце сентября, когда на улицы города вернулись машины дачников, магистрали «встали». По подсчётам учёных из НИ ИрГТУ, общий поток стекающихся автомобилей только к центральной части города составляет почти 5 тысяч автомобилей в час. Исторически узкие улицы не готовы к подобному напору. Любое незначительное ДТП на улицах Ленина, Тимирязева, Байкальской, Дзержинского или Карла Маркса может стать причиной многокилометровых пробок.
«Исследования, которые мы проводили три года назад, показали, что на 400 гектаров дороги приходится 6 тысяч автомобилей. Это по 15 машин на гектар. Нагрузка колоссальная, с такой плотностью автомобилистам дано только стоять на месте, а не ехать.
К сегодняшнему дню картина только ухудшилась. Наступил момент, который в полной мере можно назвать только апофигеем», – охарактеризовал положение дорожных дел в столице Приангарья доктор технических наук, профессор кафедры менеджмента и логистики на транспорте НИ ИрГТУ Александр Михайлов. По его словам, соперником Иркутска по масштабу проблем на магистралях является только Улан-Удэ, небольшой город, логистика которого практически не разработана.
Учёный добавил: транспортная сеть областного центра настолько поражена, что простым лечением исправить ситуацию не удастся. Для начала нужно решить целый комплекс проблем, который складывался десятилетиями.
Фокус сосредоточения
В администрации Иркутска уверены, что необходимо изменить тран-спортную схему города. Тогда уже через два года в столице Приангарья забудут про трудности на дорогах. На прошлой неделе под председательством мэра Иркутска Виктора Кондрашова состоялось первое заседание рабочей группы по вопросу разработки транспортной схемы Иркутска. В группу вошли представители комитетов ЖКХ и градостроительной политики администрации города, проектировщики из Иркутскгипродорнии, представители ГИБДД. Как сообщили в пресс-службе городской администрации, главная задача, которую предстоит решить рабочей группе, – увеличить пропускную возможность улиц в центральной части города.
Для этого предполагается продолжать политику «одностороннего города». Так, чтобы организовать движение в сторону аэропорта на участке улицы Советской от Байкальской до Депутатской, проектировщики предлагают установить одностороннее движение. В обратном направлении сохранится полоса только для троллейбусов, а автомобильный транспорт предлагается направить по Трилиссера, которая тоже может стать односторонней. Планируется пустить в одном направлении поток машин и по улице Седова. Однако здесь для ре-ализации задумки мешают расположенные памятники исторического наследия Иркутска.
По мнению председателя правления Союза автомобилистов Сибири Алексея Шабанова, организация одностороннего движения сокращает количество аварий на магистралях, а значит, уменьшается число пробок. «Маяковского когда-то была улицей с двусторонним движением. Представляете, что сейчас бы творилось, не установи там только одно направление. Сделать центральные улицы города односторонними – реальное решение проблемы», – заявил Алексей Шабанов. В ответ на прозвучавшее мнение о том, что такое движение не всегда является панацеей, он заметил: «Только ради снижения количества ДТП стоит вводить практику одностороннего движения».
Впрочем, учёные придерживаются иной точки зрения. «Одностороннее движение ничего не изменит. В любом случае утром основной поток транспорта направляется в сторону центра, вечером – из центра. Таким образом, получается, что введение одностороннего движения – это декоративная вещь», – считает Александр Михайлов. По его словам, главная причина кроется в гипертрофированной функции центральной части города. Он стал фокусом сосредоточения офисных зданий и торговых мест. «Большая часть офисного планктона работает в историческом центре, где нет мест для парковки машин. Автомобилисты бросают свой транспорт прямо на дороге. Заставлены Дзержинского, Карла Маркса, все пересекающиеся с ними улицы. К тому же в центре находятся торговые площади, рынки, торговые комплексы. Всё пространство вокруг них заставлено автомобилями продавцов, а главное – покупателей. Одной сменой направления движения ничего не изменить», – считает Александр Михайлов.
В мэрии регулярно поднимается вопрос парковочных мест в центре. В последний раз он бурно обсуждался в связи со сменой статуса улицы Урицкого. Тогда на вопросы автомобилистов, куда им ставить свой транспорт, пока длится восьмичасовой рабочий день, в администрации города указывали на платную стоянку возле Торгового комплекса. На днях Виктор Кондрашов заявил об увеличении парковочных мест в этом районе. Для этого планируется строительство многоуровневой автоматизированной парковки на 350 – 370 мест. Сроки реализации планов пока не называются.
Осторожно: остановка
Кроме применения «декоративных мер», в администрации города намерены пересмотреть расположение остановочных пунктов и светофоров. Иркутские учёные уже не один год занимаются разработкой различных вариантов наиболее предпочтительного расположения остановок для общественного транспорта. Магистрантка кафедры менеджмента и логистики на транспорте ИрГТУ Екатерина Иванченко предлагает перенести остановочный пункт на пересечении улиц Дзержинского и Литвинова, а также Байкальской и Тимирязева на улицы Чехова и Тимирязева.
«Большинство остановочных пунктов, размещённых в центре города, не способны вмещать на своей площади всех желающих воспользоваться общественным транспортом. Пассажиры часто вынуждены ожидать транспорт, стоя на проезжей части, что приводит к затруднению движения и повышает аварийность. Ярким примером является участок, расположенный в границах улиц Дзержинского, Литвинова, Тимирязева, Байкальской, – это район ТЦ «Шанхай сити» и Торговой площади Павла Чекотова, Софьи Перовской, Партизанской и Чехова», – отметила Екатерина Иванченко. По её словам, новое размещение остановок позволит сократить пешеходные потоки, а значит, освободить проезжую часть от ожидающих общественного транспорта людей.
«У нас по-прежнему строят офисные здания без парковочных мест. Приезжающие к нам европейцы признают, что подобный коллапс творился у них более 50 лет назад. Затем они ввели обязательные платные автопарковки. Иркутянам необходимо понять, что использование автомобиля в центре города – удовольствие дорогое. Любишь кататься – люби и за парковку платить», – добавил Александр Михайлов.
В администрации города неоднократно высказывались предложения пересадить всех иркутян на общественный транспорт, сняв тем самым нагрузку с основных магистралей. Однако одновременно в мэрии признают, что в Иркутске существует нехватка автобусов. «Сейчас активно обсуждается предложение отказаться от «маршруток», которые небезопасны. Кроме того, они перевозят небольшое количество пассажиров, но при этом постоянно создают аварийные ситуации», – отметил Алексей Шабанов. Он добавил, что помимо этого необходимо разрабатывать новые маршруты общественного транспорта.
Мэрия взялась за наболевший вопрос с запуском общественного транспорта по Академическому мосту. Раньше высказывалось мнение, что всё упирается в собственника: его у моста просто не было. Сейчас в Службе по эксплуатации мостов города Иркутска заявляют, что Академический мост принадлежит администрации столицы Приангарья. «Мост полностью готов к тому, чтобы запустить по нему общественные маршруты. Причиной для запрета на эксплуатацию может стать отсутствие асфальтобетонного покрытия, но в данном случае всё в норме. Угрозы безопасности автомобилистам и пассажирам нет. По своим техническим характеристикам мост готов. Решение остаётся за администрацией», – рассказал директор Службы эксплуатации мостов города Иркутска Олег Горячкин.
В мэрии Иркутска поясняют: движение автобусов по Академическому мосту невозможно запустить, пока не будут доделаны все развязки. В администрации города сообщили, что достроить их в этом году не удастся, хотя большая часть работ по контракту выполнена. Пока же глава Иркутска для решения «пробочных проблем» предлагает обратить внимание на «дешёвые и сердитые» варианты, которые не требуют дорогостоящих проектов. Например, создание дополнительных полос в районе пересечения улиц. «Практика показывает, что сразу же снимается напряжение. Когда на Маратовской развязке мы просто поставили разделительную отбойную полосу, ситуация разрешилась. Надо, чтобы автомобили двигались со стабильной скоростью, хотя бы 40 километров в час», – сказал Виктор Кондрашов.
Союз автомобилистов Сибири поддерживает идею градоначальника расширять границы дорог. Но в союзе признают, что на сегодняшний день это практически невозможная практика в Иркутске. «Город не готов технически: нет качественных очистных сооружений, не готова ливневая канализация. Если мы начнём раздвигать проезжую часть, затронем очень дорогостоящие коммунальные проблемы. Вариант дополнительной полосы, например в районе курорта «Ангара», где круглые сутки затруднительное движение, возможен. Но только если с неба свалится большая сумма денег», – с горькой усмешкой сказал Алексей Шабанов.
«Никакое изменение схемы движения транспорта в Иркутске не направит ситуацию в русло разрешения. Необходимы кардинальные, хирургические меры, которые коснутся в целом градостроительной политики города. На самом деле то, что сейчас мы наблюдаем на дорогах столицы Приангарья, только первые сложности», – добавил Александр Михайлов.