«Природе не нужно мешать»
Региональный филиал Рослесинфорга ведёт мониторинг на 13 миллионах гектаров леса
Каждый год объёмы работ, которые проводит Прибайкальский филиал государственной инвентаризации лесов ФГУП «Рослесинфорг», растут на 10–15 процентов. В нынешнем сезоне, помимо традиционных для себя работ по лесоустройству, работники филиала выполнили большой объём работ по мониторингу, оценке деятельности хозяйствующих субъектов в лесу, заложили 271 пробную площадь в двух лесничествах. Раз в 10 лет там будут проводиться замеры, это даст необходимую информацию о текущей обстановке и тенденциях: насколько и как изменяется лесной фонд, чего следует ожидать в перспективе. О том, чем ещё запомнился ушедший сезон, как за последние десятилетия изменилось состояние лесных ресурсов региона и насколько ответственны арендаторы, руководитель филиала Сергей Колесников рассказал нашему корреспонденту.
– Сергей Юрьевич, что удалось сделать в ушедшем сезоне?
– Иркутское подразделение Рослесинфорга насчитывает 115 человек, силами этого небольшого коллектива удалось сделать много. По заказам арендаторов лесного фонда проведены полевые работы по лесоустройству девяти арендных участков на территории семи лесничеств, площадь составила 725 тысяч гектаров. Эта работа уже полностью завершена: коллектив таксаторов прибыл в Иркутск и готовит отчёт для комиссии. На основе полученных материалов будут созданы таксационные описания и обновлённые лесные карты.
Также наш филиал выполнил большой объём работ в рамках контрактов, выигранных Рослесинфоргом на московских площадках. Речь идёт о государственной инвентаризации лесов, мониторинге использования лесов и оценке эффективности мероприятий, проводимых арендаторами лесных участков. В нынешнем году на территории двух лесничеств – Жигаловского и Братского – были заложены постоянные пробные площади. Раз в 10 лет там будут проводиться замеры, а заказчики получат всю необходимую информацию о текущей обстановке и тенденциях: насколько и как изменяется лесной фонд на этой территории, чего следует ожидать в перспективе.
По госзаказу мы ведём постоянный дистанционный мониторинг за деятельностью наших арендаторов, лесорубов, включая «чёрных». Исследования проводятся с помощью космических снимков высокого разрешения. В прошедшем сезоне мы отслеживали ситуацию на территории девяти лесничеств, общая площадь составила 13 миллионов гектаров. Выявлено значительное число нарушений, информация о которых уже передана в Агентство лесного хозяйства Иркутской области, департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу. После повторной проверки эти сведения поступают в Рослесхоз, который может передать их в МВД России или Генеральную прокуратуру.
Темой для прокурорского расследования могут стать и материалы по оценке эффективности мероприятий, проводимых хозяйствующими субъектами. В нынешнем сезоне методом случайной выборки были определены четыре лесничества, куда и отправились наши специалисты, чтобы отслеживать качество выполненных мероприятий на конкретных участках.
Например, отчитались арендаторы о том, что сделали минерализованную полосу, или провели лесовосстановление, или же выполнили санитарную рубку. А наши специалисты на месте увидели такую картину: никакой полосой здесь даже и не пахнет; санитарная рубка сделана безобразно, лучше бы её вообще не было. А вот лесовосстановление проведено по всем правилам: саженцы есть, участки отгорожены столбиками. Мы это всё сфотографировали и к отчёту приложили. Оценки выставлены, а «разбор полётов» состоится на специальном совещании в Агентстве лесного хозяйства, куда пригласим лесничих. Нужно понимать, что всё это мы делаем не для собственного интереса, а чтобы навести порядок в лесах по заказу Рослесхоза.
С 2008 года мы ведём постановку площадей лесного фонда на кадастровый учёт по госзаказу. Полностью завершена работа в Братском, Северном и Илимском лесничествах, близится к логическому завершению – в Слюдянском и Бирюсинском лесничествах. Итогом должно стать получение када-стровых паспортов, на основе которых в Росреестре будет зарегистрировано право Российской Федерации на данные площади. Полагаю, что с каждым годом объём этих заказов будет только расти, ведь государство заинтересовано в том, чтобы юридически закрепить границы находящихся в его собственности лесов.
– Насколько я знаю, такая работа ведётся вами и на территории соседних регионов – республик Бурятия и Саха (Якутия), а также в Забайкальском крае.
– Это действительно так. В каждом из этих регионов есть филиал Рослесинфорга. Формально эти структуры в ведении Москвы, но по большинству вопросов как бывшие экспедиции они подчиняются нашему филиалу. Данные по итогам работ в этих территориях входят в наши итоговые финансовый и технический отчёты. Всего в филиалах работает 237 человек. Сотрудниками «Прибайкаллеспроекта» выполнены работы по таксации лесов на площади 832 тысячи гектаров, заложено 411 постоянных пробных площадей, дистанционным мониторингом охвачено почти 17 миллионов гектаров в 14 лесничествах. Оценка мероприятий, выполненных хозяйствующими субъектами, проведена на территории 13 лесничеств, обследовано 930 участков.
– Как изменились показатели вашего филиала по сравнению с прошлым годом?
– По сравнению с 2011 годом рост по контрактам и коммерческим договорам составил 10–15%.
– В нынешнем году по заказу арендаторов было проведено лесоустройство на девяти участках. Можно ли говорить, что активность арендаторов растёт?
– Да. Если с принятием Лесного кодекса в 2006 году арендаторы ждали, что деньги на лесоустройство выделит федерация или Иркутская область, то сейчас у них таких иллюзий нет. Нашим первым заказчиком в 2007 году стал Бадинский комплексный леспромхоз, работающий на территории Братского лесничества. При помощи лесоустройства он сумел оценить свою сырьевую базу, чтобы получить возможность привлечь кредитные средства. Также в числе наших заказчиков крупнейшая лесопромышленная компания «Группа «ИЛИМ», в течение трёх последних лет заказывающая лесоустройство Братской базы, которая ранее была устроена в 1992–1995 годах. Не исключено, что в ближайшее время они закажут такие работы на территории двух новых участков в Нижнеилимском и Чунском лесничествах.
В 2007 году мы получили заказ от администрации Иркутской области, в рамках которого было проведено лесоустройство в Слюдянском лесничестве. Желание знать, в каком состоянии находятся их лесные ресурсы, изъявили и муниципалитеты – Иркутск, Усть-Илимск. Сейчас мы выиграли два аукциона по проведению лесоустройства городских лесов Тайшета и Братска.
– Хватает ли вам персонала для выполнения работ?
– В первую очередь мы ощущаем нехватку таксаторов – тех, кто готов полгода проводить в полевых условиях, кормить комаров и ходить по лесу без просек с GPS-приёмником. Мы постоянно ведём работы по их поиску: ищем в лесничествах, бывших лесхозах, на вольном рынке. Не так давно начали брать выпускников ИГСХА с кафедры охотоведения. Мы переучиваем их на таксаторов, они прекрасно акклиматизируются к нашим условиям. Думаю, что большая часть этих ребят задержится у нас надолго.
Если говорить о тех, кто работает в офисе, то недостатка в них мы не ощущаем. Наши специалисты занимаются проектированием, дистанционным мониторингом, работает группа ГИС. Хочу оповестить всех жителей Иркутской области о том, что мы завершили создание электронно-цифровой карты лесов региона по данным последнего лесоустройства. Такой карты на территории Приангарья нет ни у кого. В ближайшее время тематическая распечатка карты в бумажном виде будет презентована руководству Агентства лесного хозяйства Иркутской области.
– В структуре лесоустройства вы работаете уже 36 лет. Этого времени достаточно, чтобы отследить ситуацию с лесными ресурсами в регионе.
– Я всегда говорил, что лес – самый возобновляемый ресурс. Для восстановления хвойных насаждений необходимо 100–120 лет, для мягколистных – 50–70 лет. Наша природа настолько сильна и могущественна, что всё восстанавливается, но есть один нюанс: ей не нужно мешать. А мешают ей «чёрные» лесорубы. То, что я вижу сейчас, меня совсем не радует: вдоль Транссиба и вблизи Иркутска лес вырубается просто варварски, он изуродован до неузнаваемости. Такого я не видел ни при одной власти. Остаётся только сделать вывод, что нынешняя ситуация, направленная на уничтожение лесных богатств, имеет поддержку.
– А что можно сказать об арендаторах и хозяйствующих субъектах, которые находятся в лесу легально?
– Крупные арендаторы относятся к своим участкам очень ответственно, ведь они не заинтересованы в том, чтобы дальность вывозки древесины для них увеличилась со 100 до 300–400 километров. Конечно, есть недостатки, недоработки, но в целом можно сказать, что все необходимые мероприятия они выполняют на должном уровне. Есть и другие арендаторы, которые берут участок в аренду на 49 лет и спешат напилить «кругляка», продать его китайцам и попрощаться с нашей страной. Но я бы не сказал, что все небольшие арендаторы – хищники и расхитители, многие из них с должным пониманием относятся к лесу, стараются его сохранить, участвуют в тушении пожаров.
– У вашего филиала уже есть планы на 2013 год?
– Мы готовим бизнес-план на следующий год и ориентируемся на то, что продолжим выполнение работ по государственным и коммерческим заказам. Хотя многое зависит от итогов конкурсов. Чтобы выиграть их, нам необходимо повышать качество и стараться снизить стоимость предоставляемых нами услуг. Чем мы сейчас и занимаемся. Кроме того, мы рассчитываем на то, что в следующем сезоне сможем оказывать услуги по ведению государственного лесного реестра органами лесного хозяйства субъектов. В целом я оптимистично настроен и считаю, что в следующем сезоне мы сделаем не меньше, чем в предыдущем.
– 36 лет назад вы работали таксатором, а 13 лет назад возглавили филиал. Не скучаете по полевой работе?
– Я до сих пор выезжаю в «поле», но чаще всего с проверочными функ-циями на небольшой период. Обычно на природе удаётся побыть во время охоты и рыбалки. На своём нынешнем месте я не скучаю, мне интересно. Свою задачу вижу в том, чтобы мы не уменьшали объёмов работ и финансирования. Пять лет назад мы взялись за капитальный ремонт здания, которому уже 40 лет. До ремонта здание было в очень плачевном состоянии, но к настоящему времени многое изменилось к лучшему. В течение последних лет сотрудники обеспечены комфортными рабочими местами с самым современным оборудованием, что, в свою очередь, способствует повышению производительности труда и созданию нормального психологического климата в коллективе. В нынешнем году мы привели в порядок ещё два этажа, оборудовали рабочие места. Осталось только найти сотрудников. Ведь работы предстоит очень много.