издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Без ампулы и иглы

  • Автор: София КАНАВИНА, студентка психологического факультета ИГУ, для «Восточно-Сибирской правды»

В деловом костюме, с приветливой улыбкой, моя собеседница похожа скорее на секретаря солидной фирмы, нежели на бывшую наркоманку. Сейчас Рите тридцать шесть, и вот уже третье лето она проводит без привычной компании иглы и ампулы. Кажется, она сама до сих пор не может поверить: после двадцати лет ада ей удалось найти из него выход.

«Самое страшное, что я привыкла к тому образу жизни: красть, суетиться…» – рассказывает молодая женщина. Она не скрывает, что её, как и многих других в 1990-е годы, привлекала воровская романтика. Говорит, и сама не заметила, как очутилась за решёткой. Рита считает, что наказание было заслуженным. Мало того, она уверена, что именно тюрьма и спасла её от смерти – дала время прийти в себя, восстановить здоровье и, главное, задуматься о своей жизни. Раньше её жизнь шла по накатанному пути: была своя компания, возможность добыть деньги на дозу, а самое главное – уверенность в том, что ей можно делать абсолютно всё. Это ощущение мнимой свободы как раз и сыграло против неё: Рита сама не заметила, как превратилась в рабыню.

«Я еду тебя убивать!» – Рита утверждает, что именно с этой фразы началось её возвращение к нормальной жизни. Такую угрозу словно «выплюнул» в телефонную трубку её брат, пребывающий в тот момент под действием наркотика. Испугавшись, девушка тут же позвонила единственному человеку, которому она доверяла, – маме, и та посоветовала провести эту ночь в реабилитационном центре для наркоманов. Так Рита оказалась в месте, где впервые соприкоснулась с верой. В христианском центре ей пытались внушить: «Бог создал человека не для того, чтобы он уничтожал своё будущее». Но принять эту истину оказалось непросто. «Тогда мне было страшно, – признаётся сейчас Рита. – Страшно даже просто обратиться к Богу. Но я набралась смелости и произнесла: «Бог, ты прости, но я в тебя не верю. А если ты всё-таки есть, то вложи в моё сердце желание поверить, полюбить… Нет, желание просто жить».

И эта просьба была услышана. Вся прошлая жизнь – со шприцами, воровством и пьяными друзьями – показалась вдруг сюжетом плохой, уже прочитанной книги. Теперь настало время открыть новую, где главная героиня будет счастлива, несмотря ни на какие трудности и преграды. Лечение шло успешно, и на какое-то время Рита ощутила себя в безопасности. Она поверила, что с наркотиками покончено. Навсегда. Однако спустя короткое время её жизнь вновь превратилась в кошмар. Убежать от своего прошлого оказалось совсем непросто: в голове упорно всплывали воспоминания о кайфе, и рука  тянулась к игле…

«Мне тогда и жить-то не хотелось, – вспоминает Рита. – Страшно было ощущать пустоту внутри себя, не видеть выхода. Состояние сродни коме, когда продолжает существовать только тело. Чувство полной беспомощности. На руках и ногах не осталось живых мест, колоться приходилось в пах, анализ на ВИЧ дал положительный результат».

Рита впала в депрессию, ей казалось, что она умирает. Это состояние со временем только ухудшалось под воздействием тропикамида – специальных капель для глаз, которые наркоманы принимают, чтобы усилить действие героина. «Наркотик – расчётливый хозяин, – говорит мне Рита. – Он умеет удерживать своих рабов. Ему проще убить, нежели отпустить». Однако женщине, похоже, удалось ускользнуть от этого «господина». Сейчас она твёрдо стоит на ногах, у неё хорошая работа, верные друзья. И она очень дорожит своей нынешней жизнью. Кто бы не почувствовал себя по-настоящему счастливым, когда, спустя многие годы, проведённые в грязи, услышал бы от матери: «Я тоже тебя люблю»?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры