издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Евгений Кустос осуждён на 10 лет и 1 месяц

Вчера Иркутский областной суд вынес приговор бывшему сити-менеджеру Усолья-Сибирского Евгению Кустосу. Ему предстоит провести в колонии строгого режима 10 лет 1 месяц. Когда оглашали приговор, родные Евгения Станиславовича плакали. Адвокаты заявили, что будут обжаловать решение в Верховном суде, прокомментировав события так: «Это же беспредел!».

Евгений Кустос обвинялся по части 3 статьи 33, части 3 статьи 30 (пункт «З»), части 2 статьи 105, части 1 статьи 222, части 1 статьи 286 УК РФ. По версии следствия, он выступил заказчиком несостоявшегося убийства усольчанина Игоря Востренкова. А также превысил должностные полномочия, дав указание второму обвиняемому по делу, директору МУП «Водоканал» Владимиру Долганову, отключить электроэнергию свинокомплексу ООО «Нечаевское», в результате чего часть свиней погибла. При обыске в коттедже Кустоса среди охотничьих патронов был найден боевой – возникло третье обвинение: в незаконном хранении боеприпасов. Разбирательство по делу шло два с половиной месяца. Дело Кустоса рассматривала коллегия из трёх судей во главе с Юрием Печерицей, самого Кустоса защищали четыре адвоката, в том числе и знаменитый Марк Крутер, пятый адвокат был рядом с Владимиром Долгановым.  Подсудимый вину отрицал по всем пунктам. Обвинение, тем не менее, попросило дать Кустосу 14 лет. 

«Черты характера: лживый, хитрый»

На прошлой неделе в прениях адвокаты заявили, что следствие не сумело найти доказательств вины Кустоса ни по одному составу. Обвинение, по их мнению, базируется на показаниях покойного Виктора Белодедова, которому верить нельзя (12 октября Белодедов погиб в аварии, не дожив до вынесения приговора Евгения Кустосу. – «Конкурент»). Сам подсудимый тоже призвал не верить словам покойного (в 2003 году Белодедов был осуждён за организацию не доведённого до конца убийства Востренкова, спустя 9 лет он решил назвать «неустановленного заказчика», так Кустосу вменили 105 статью УК). По мнению Кустоса, «любой недоразвитый юрист» поймёт, что бывший осуждённый за покушение не может являться основным свидетелем обвинения, поскольку есть подозрения в его заинтересованности – досрочное освобождение (Белодедов вышел на свободу в июне 2011-го, не досидев два года).  

Масла в огонь подлил адвокат Алексей Проходовский, который  достал где-то личное дело Белодедова. «Черты характера: лживый, хитрый. Вывод: на путь исправления не встал», – зачитал Проходовский кусочек из «годовой характеристики» на осуждённого Белодедова от 11 января 2007 года. «Лживый и хитрый» Белодедов ходил вплоть до 2011 года. 22 марта 2011-го он в очередной раз попросил об УДО. Ему тут же дали характеристику: «Не трудоустроен, желания трудиться не изъявляет, на проведённые беседы по трудоустройству не реагирует… На проводимые с ним мероприятия воспитательного характера не реагирует… Относится к отрицательной части осуждённых. Вину в совершённом преступлении не признаёт… По характеру вспыльчивый, замкнутый, хитрый. Имеет иск, который гасить не желает». Прошло всего 2 месяца, и начались, по словам Проходовского, «мистические события». Зэк вдруг резко встал на путь исправления. 

На последнее заседание суда по делу Кустоса собрались представители почти всех иркутских СМИ

24 мая 2011 года новая характеристика отразила чудесное преображение Витьки Белодеда. Оказалось, что новая личность «на проводимые с ним мероприятия воспитательного характера реагирует положительно… относится к положительной части осуждённых. Вину в совершённом преступлении признаёт. В содеянном раскаивается, наказание считает справедливым. По характеру спокойный, общительный, целеустремлённый. Имеет иск, который гасит». Вскоре, в июне 2011 года, не хитрый и не лживый, а целиком положительный Белодедов вышел на свободу. Адвокаты считают: за определённую услугу следствию.  

Сам Евгений Кустос был поражён жестокостью обвинения. Почему гособвинитель Людмила Инютина, что в 2003 году судила и Белодедова, просит дать ему, Кустосу, 14 лет, а когда-то Белодедову – всего 11 (это была четвёртая судимость Белодеда, в его багаже были грабёж, изнасилование и мошенничество).  

«Видимо, я настолько неисправим, по мнению государственного обвинения, что даже если я совершил это преступление, оказывается, 14 лет не хватит, чтобы меня исправить», – сказал Кустос. Он заявил, что процесс против него политический и связан с прошедшими выборами в Госдуму.

Евгений Кустос даже обиделся: ему не досталось звания «политический заключённый», прилепили ярлык уголовника.  

«Задача поставлена – и ребята рыли…»

Четвёрка адвокатов не скупилась на эпитеты. Ещё никто не забыл, как Евгений Кустос в пылу сопоставил себя с репрессированным в 30-е своим дедом Соем Каспером, как Марк Крутер сравнил подопечного с Верой Засулич. Засулич, «политическую», оправдали. А Кустос страдает за «исключительную принципиальность», потому что отказался выполнять поставленные перед ним политические задачи.

Адвокат заявил, что ему «горько за институт обвинения» («задача поставлена, и ребята рыли…»). По мнению Крутера, сказалась «неготовность и абсолютная неубедительность прокурора», которому выпало вести одновременно пять уголовных дел. В ответ прокурор Людмила Инютина поблагодарила адвокатов за критику, а их претензии расценила как вполне понятную реакцию на собственную хорошую работу. «Вынести приговор обвинительный в отношении Кустоса при данных обстоятельствах – это значит взять на себя роль Бога, – пугал судей адвокат Сергей Аверин. – А это великий грех, я считаю. Я прошу вас не брать на себя роль Бога». 

10 лет в колонии строгого режима

Однако вчера суд вынес приговор. В зал набилось большое количество журналистов. Братья Евгения Кустоса даже повздорили с одним из операторов, попытавшихся их снимать. А сами подсудимые отказались от съёмок вообще. Потенциальный «объект» покушения Игорь Востренков на приговор не пришёл. 

Приговор судья Юрий Печерица зачитывал почти три часа

Приговор судья Юрий Печерица зачитывал почти три часа. Суд признал доказанным, что Кустос выступил организатором преступления, направленного на умышленное причинение смерти человеку, совершённого по найму и не доведённого до конца по независящим от него причинам. «Судом установлено, что именно Кустос организовал убийство Востренкова», – заявил Юрий Печерица. По его словам, об умысле Кустоса свидетельствует способ, которым планировалось совершение преступления. Суд признал достоверными показания главного свидетеля обвинения Виктора Белодедова, свидетеля Латанцева, водителя, в разговоре с которым Кустос пообещал «завалить Востренкова», и одного из исполнителей  преступления Сергея Дракова. Выдержки из личного дела Белодедова, где подчёркивалась его «лживость», суд признал, однако посчитал неверным применять эти характеристики в контексте показаний, данных следствию и суду.  

По делу «о стрессе в свинарнике» суд признал, что «Кустос при совершении преступления выполнял организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления». Находясь в этом статусе, он совершил действия, которые «никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершать». В результате права ООО «Алексис» (его «дочка» – ООО «Нечаевское») были существенно нарушены.  Суд признал, что вместе с разрешёнными боеприпасами Кустос хранил один патрон с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 калибра 7,62 мм. Гособвинитель, видимо, пожалел Кустоса и не стал настаивать на включении в обвинение ранее вменённых ему ещё 18 боевых патронов калибра 7,62 мм. Деяния Владимира Долганова суд квалифицировал по части 1 статьи 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Судьи посчитали, что Долганов являлся руководителем коммерческой организации – МУП «Водоканал» и совершил, находясь на этом месте, действия, нанёсшие существенный вред свинокомплексу. 

Суд учёл, что Кустос имеет гипертоническую болезнь, он воин-интернационалист, получал различные государственные и ведомственные награды, ранее не судим, у него есть дети. Всё это являлось смягчающим обстоятельством. Однако суд подчеркнул, что неоконченное преступление Кустоса против жизни «имеет высокую степень общественной опасности». Совершено оно с прямым умыслом и относится к особо тяжким преступлениям. Обстоятельства, способные существенно смягчить наказание, судом найдены не были. «Суд считает исправление Кустоса невозможным без реального отбывания наказания», – заявил Юрий Печерица. За покушение на Игоря Востренкова Кустос получил наказание в виде 10 лет лишения свободы, за погибель свиней – штраф в размере 50 тысяч рублей, за незаконное хранение боевого патрона – 4 месяца. По совокупности преступлений, с частичным сложением наказаний – 10 лет и 1 месяц. Эти годы, за исключением того времени, что уже отсидел с июня 2011 года, Евгений Станиславич проведёт в ИК строгого режима. На этих словах одна из дочерей Евгения Кустоса заплакала. Владимир Долганов уехал домой со штрафом в 100 тысяч рублей. Евгений Кустос говорил с трудом, с усилием произнёс: «200 лет назад Толстой сказал: «Где суд, там и неправда». Я выразил своё мнение, это актуально и через 200 лет». 

После суда СУ СК организовало брифинг со следователем Огородовым, фамилию которого в процессе адвокаты не раз поминали недобрым словом. «Вы уже и пресс-конференцию организовали, – обратился Марк Крутер к старшему помощнику руководителя СУ СК РФ по Иркутской области Владимиру Саловарову. –  Так это больше для вас говорю: будем обжаловать!». «Это же беспредел!» – добавил Сергей Аверин и пообещал, что кассация отправится в Верховный суд. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры