Спасённый скиталец
Премьера оперы Рихарда Вагнера на иркутской сцене
Замечательным событием завершающегося года «Германия – Россия» стала премьера оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец». Проект был реализован по инициативе министерства культуры и архивов Иркутской области и министерства культуры Бурятии.
Композитор написал оперу, будучи совсем молодым, но уже в ней отчётливо проявилось его пристрастие к сказочным сюжетам, его уверенность в бескорыстии и всепобеждающей силе женской жертвенной любви. В ней ещё отчётливо наблюдаются музыкальная фрагментарность и лейтмотивы, отражающие «биографию» действующих лиц, но уже в увертюре звучат и основная идея оперы, где валторны и фаготы передают грозные раскаты бушующего моря и мятущуюся натуру Голландца, а нежный звук альпийского рожка, сопровождаемый духовыми, отражает поэтический образ героини оперы Сенты.
Либретто оперы написал сам Baгнер. Оно было навеяно его впечатлениями и переживаниями, которые испытал композитор при путешествии на пароходе по морю из Риги в Лондон и знакомстве с многочисленными версиями о трагедии Голландца, обречённого в течение семи лет блуждать по морским пространствам и быть прощённым, если его беззаветно и искренне полюбит девушка.
Отметим сразу, что губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш) очень чутко подошёл к созданию музыкальной основы оперы, высоко профессионально передавая трагизм сюжета, поэзию чувств и искренность взаимоотношений героев. Это, несомненно, отражает ту ответственность, которая легла на симфонический оркестр, осуществляющий основную функциональную нагрузку спектакля. Она обострена ещё и в большей степени теми особенностями, которые заложены в премьеру установками немецкого режиссёра-постановщика Ханса Иоахима Фрая. Фрай создал аскетическую постановку «Летучего голландца»: он до предела сократил перемещения персонажей по сцене, убрал выразительность мизансцен, совместно с художником Марией Вольской лишил спектакль примечательной сценографии и всю ответственность возложил на потрясающую музыку Рихарда Вагнера и вокальные способности артистов Бурятского академического театра оперы и балета. При всём уважении к художнику спектакля не могу не отметить, что сценическое однообразие и блёклость цвета декорационных конструкций снижают художественное впечатление, не помогают и трансформации с креслами-качалками, несколько выпадающими из мистики и аллегории, которые постановщики хотели бы максимально воспроизвести в своей интерпретации «Летучего голландца».
Оправдан расчёт режиссёра на вокальные возможности солистов Бурятского академического: театр действительно располагает вокалистами, обладающими мировым уровнем голосовых и актёрских способностей.
Хотя опера носит название «Летучий голландец», несомненно, главной героиней её является образ дочери норвежского моряка Даланда – Сенты. Именно она обладает чистотой помыслов и интересов, именно она может искренне и беззаветно полюбить Голландца, и именно её беззаветная любовь спасает его от вечного скитания.
Партию Сенты исполняют две замечательные солистки Бурятского академического театра Аюна Базаргуруева и заслуженная артистка Республики Бурятия Марина Коробенкова.
Аюна Базаргуруева обладает сопрано широчайшего диапазона, её голос, необыкновенно красивый по окраске, уверено и легко звучащий во всех регистрах, позволяет демонстрировать удивительную законченность трактовки образа и полное вокальное, стилевое и драматургическое слияние с вагнеровским замыслом.
Марина Коробенкова – опытнейшая вокалистка, умеющая идеально сочетать вокальную технику с художественным поиском. Её безупречное пение окрашено необыкновенно проникновенными женственными интонациями, в которых и чувственная искренность, и девственная чистота, и намечающаяся жертвенная материнская верность Сенты.
Именно эти необыкновенные качества женской натуры, явственно ощущаемые зрителями, позволяют нам говорить о безупречной творческой работе талантливых артисток.
Трагический образ Летучего голландца создаёт народный артист Республики Бурятия Мунхзул Намхай. Старый, эффектный, обладающий крепким, выразительным и красивым баритоном, Намхай умеет легко и выразительно дозировать звуковые интонации и с редкой драматической одарённостью сочетать мягкий тембр голоса. Образ Голландца Намхай лишил мистической и демонической окраски, он человечен в своём проклятии и вере в возможное всепрощение. Красив, мужественен и привлекателен!
Великолепны народные артистки Республики Бурятия Эржена Базарсадаева и Оксана Хингеева – исполнительницы партии кормилицы Сенты Мари. Они сумели вложить в вагнеровскую музыку действительно материнский трепет человеческой души, соединяя в своей работе над образом скрытые нюансы композиторского замысла, весь свой творческий потенциал и не-обыкновенной красоты меццо-сопрано.
Безусловно, доброго слова заслуживают творческие работы Бадмы Гомбожапова (норвежский моряк Даланд), Саввы Хастаева (охотник Эрик), лауреата Госпремии Республики Бурятия Баяржапа Дамбиева (рулевой корабля), в чём несомненная заслуга и главного концертмейстера театра народной артистки России Даримы Линховоин.
С особым удовольствием хочу отметить возрождение в Бурятском академическом театре мужского и женского хоров. Благодаря главному хормейстеру театра Валерию Волчанецкому хор в опере Вагнера «Летучий голландец» стал основным действующим лицом, звучащим грамотно и выразительно. Знаменитое вагнеровское произведение обрело ещё одно счастливое «место жительства» – Бурятский академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Гомбожапа Цыдынжапова в творческом содружестве с Губернаторским симфоническим оркестром Иркутской областной филармонии.