«Мы любим нашего мишку»
Роснефть и ВР строят новые отношения
В понедельник стало известно об условиях соглашения о покупке Роснефтью у BP 50-процентной доли в ТНК-BP. Кроме того, Роснефть договорилась с консорциумом AAR о выкупе его доли в ТНК-BP за 28 млрд. долларов. В результате сделки Роснефть станет первой в мире компанией по добыче нефти.
В распространённом компанией пресс-релизе сообщалось, что ОАО «НК Роснефть» объявляет о подписании соглашения об основных условиях сделки с ВР о приобретении 50-процентной доли в ТНК-ВР в обмен на 17,1 млрд. долларов денежных средств и 12,84% акций Роснефти, являющихся в настоящее время казначейскими. В связи в предполагаемой сделкой ВР также сделала предложение о выкупе дополнительных 600 млн. акций НК «Роснефть», составляющих долю в 5,66% в Роснефти, у её материнской компании ОАО «Роснефтегаз» по цене 8,00 долларов за акцию. Роснефтегаз может принять это предложение до 3 декабря 2012 года». Компания также согласовала условия сделки c консорциумом ААR о приобретении 50% доли ААR в ТНК-ВР за 28 млрд. долларов. Эта сделка является полностью независимой от соглашения с BP, подчёркивалось в пресс-релизе.
Крупные деловые издания сообщили, при каких обстоятельствах состоялась эта договорённость. На прошлой неделе стало ясно, что у ТНК-ВР может смениться не один акционер, а сразу оба, писали «Ведомости». Предложение Роснефти было отправлено в ВР ещё в среду. С четверга в Лондоне находился президент российской компании Игорь Сечин, который проводил встречи с инвесторами и акционерами ВР. На одной из них, как передаёт The Wall Street Journal, бывший вице-премьер сравнил Роснефть с плюшевым мишкой. «Мы любим нашего мишку. Мы ухаживаем за ним и заботимся о нём», – уверял инвесторов Игорь Сечин, сообщал «КоммерсантЪ».
Совет директоров британской BP, заседавший в пятницу, единогласно одобрил план по продаже 50% ТНК-BP Роснефти, сообщила The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на человека, знакомого с ситуацией. Взамен британская компания получит от 16 до 20% Роснефти (11,7–14,7 млрд. долларов) и 11–14 млрд. деньгами, общая сумма сделки составит до $27 млрд. Окончательная цифра может быть и выше — до 28 млрд. долларов, уточняет The Sunday Telegraph. BP также может получить доступ к другим проектам в России.
Но сторонам сделки необходимо согласовать ещё несколько моментов, подчёркивают собеседники WSJ и Telegraph. В частности, BP хотела бы получить два места в совете директоров Роснефти, хотя у неё больше шансов на одно кресло. К тому же британская компания рассчитывает, что Роснефть гарантирует ей компенсацию в случае судебного преследования со стороны второго акционера ТНК-BP — консорциума ААР, который в прошлом году заблокировал их первую попытку создать альянс. Эти детали планировалось обсудить на выходных, но переговоры могут занять ещё несколько дней. А ААР, не сумевший на этот раз помешать договориться BP с Роснефтью, вступил с госкомпанией в переговоры о продаже своих 50% ТНК-BP. Сделка может быть завершена в течение одного или двух месяцев, говорит близкий к одной из сторон источник.
Сделка с ТНК-ВР удовлетворяет обоим запросам Роснефти — делает её глобальным лидером и даёт технологического партнёра, констатируют «Ведомости». Но хватит ли Роснефти средств, чтобы заключить эту сделку? «Нынешнее положение Роснефти позволяет ей делать крупные приобретения, она может тратить на это казначейские акции (12,5%), выпускать новые акции, занимать деньги, предлагать ВР долю в своих проектах — шельфовых, например», — цитирует издание источник, близкий к совету директоров нефтяной компании. Роснефть ещё c середины сентября ведёт переговоры с банками о привлечении до 15 млрд. долларов и, по данным Loan Radar, уже договаривается о более выгодных для себя условиях — из-за большого спроса со стороны банков. К тому же сегодня компания планирует открыть книгу заявок на рублёвые облигации общим объёмом 20 млрд. руб. (650 млн. долларов).
Аналитики говорят, что Роснефти под силу выкупить 100% ТНК-ВР даже без допэмиссии — только за имеющиеся у неё казначейские акции и деньги. Роснефть оценила ТНК-ВР в 56 млрд. долларов, 12,5% казначейских акций дают около 9 млрд. долларов. Занять надо 47 млрд. долларов. Расчёт аналитиков показывает, что в этом случае в 2013 году совокупный чистый долг новой компании «Роснефть» — ТНК-ВР (с учётом текущих долгов этих компаний) составит астрономическую сумму — 77 млрд. долларов. Но это всего 2,2 EBITDA объединённой компании. Роснефть — надёжный заёмщик. Даже если обременённость будет выше 2 EBITDA, компания сможет спокойно обслуживать долг, ведь у Роснефти появится ТНК-ВР, которая генерирует огромный денежный поток», — рассуждает партнёр фонда Greenwich Capital Лев Сныков.
Правда, в правительстве категорически против, чтобы Роснефть покупала ТНК-ВР только за живые деньги, рассказывает чиновник Белого дома. Возможен вариант, когда Роснефть проведёт допэмиссию, снизив пакет Роснефтегаза до 51%, тогда ААР и ВР получат блокпакет в госкомпании, а Роснефть — «грамотных частных акционеров, которые разбираются в корпоративной культуре».
Впрочем, чтобы достичь своих целей, Роснефти было необязательно покупать ТНК-ВР целиком. Достаточно было бы выкупить 50% ААР и стать партнёром ВР в ТНК-ВР. И занимать меньше. И ВР это было бы лучше: она сохранила бы возможность консолидировать показатели российской компании в своей отчётности.
Возможную причину продажи назвал гендиректор ВР Роберт Дадли, представляя результаты компании в июле этого года. Он фактически приравнял по значимости конфликт с российским акционером ТНК-ВР — ААР к аварии в Мексиканском заливе. Ещё одну причину для ВР поменять партнёра в России называют эксперты: ТНК-ВР работала как машина, производящая деньги, во многом благодаря тому, что с участием ВР удалось вдохнуть жизнь в стареющие месторождения в Западной Cибири. У ТНК-ВР сложная ресурсная база, отмечает он, запасы большие, но трудноизвлекаемые, а легкоизвлекаемые истощены. Чтобы добывать трудноизвлекаемую нефть, нужно обладать не только финансовым, но и административным ресурсом — без льгот эти проекты не будут рентабельными. Понятно, что у государственной Роснефти этот ресурс по определению больше, чем у частного AAР. Роснефть имеет ещё одно преимущество: она допущена к российскому шельфу, в разработке которого — будущее российской нефтегазовой отрасли.
Если приобретения ВР от сделки с Роснефтью несомненны, то её потери могут оказаться меньше, чем принято считать. Эксперты говорят, что при определённых условиях ВР сможет учитывать показатели Роснефти, в том числе запасы и добычу, по методу долевого участия в своей отчётности. Всё будет зависеть от условий соглашения о приобретении акций, говорят аналитики.
Источник в AAР говорит, что консорциум давно рассматривает совместное предприятие как «временную конструкцию, по определению являющуюся неустойчивой». «Эволюция этой конструкции», обсуждавшаяся в 2008 году, предполагала, что 100% ТНК-ВР отходят британским партнёрам, а AAР в обмен на свои 50% получает деньги и акции ВР, напоминают «Ведомости».
Несмотря на то что в официальных комментариях и Михаил Фридман, и Герман Хан говорили о том, что готовы к партнёрству с Роснефтью, источники «Ъ», близкие к переговорам, говорят, что это не так. На прошлой неделе AAR даже предложил ВР пойти на мировую, сохранив нынешнюю структуру акционеров и выплатив около 6 млрд. долларов дивидендов. По словам одного из собеседников «Ъ», близкого к ВР, в пятницу главе компании Бобу Дадли звонили экс-премьер Великобритании Тони Блэр и экс-губернатор пострадавшего от аварии на платформе компании в Мексиканском заливе штата Миссисипи Хейли Барбур, которые «пытались убедить не идти на сделку с Роснефтью». Убедить не удалось.
В нефти «Альфе» тоже нужны не деньги, а глобальные активы. Весной 2011 года AAР предлагали за половину ТНК-ВР 32 млрд. долларов, но консорциум отказался. При нынешнем раскладе ААР приходится выбирать: либо оставаться в полугосударственной Роснефти — ТНК-ВР, либо продавать свою долю в ней Роснефти. И основная торговля будет уже за то, чтобы получить плату за пакет деньгами, а не акциями крупнейшей в мире публичной нефтяной компании, пишут «Ведомости».