Теория народного импичмента
В Заксобрание внесён законопроект об отзыве губернатора
В Заксобрание Иркутской области внесён проект закона об отзыве губернатора. Для того, чтобы заявить главе области своё недоверие, гражданам нужно соблюсти несколько непростых условий. Отзыв состоится, если губернатор нарушит закон или будет уличён в неоднократном грубом неисполнении своих обязанностей без уважительных причин. В обоих случаях эти факты признаются установленными только Иркутским областным судом. Вот тогда гражданам дают «зелёный свет». Если четверть избирателей региона поставит подписи под инициативой об отзыве, то объявят голосование по спискам. Губернатору придётся уйти по воле народа, если более 50% в списках выступят против него. Эксперты сомневаются, что при такой многоуровневой схеме у народа хоть когданибудь появится реальный шанс сказать губернатору: «Давай, до свидания!». Нынешнему уж точно не скажут – он назначен по представлению президента.
Авторами законопроекта являются специалисты Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. На сайте института и появилась в минувший вторник информация о внесении законопроекта в Заксобрание региона. Вносит его губернатор. Законопроект определяет порядок подготовки и проведения в Иркутской области голосования по отзыву гражданами губернатора. Проект полностью отвечает федеральному законодательству и создан согласно ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Законодатель предписывает, что соответствующий региональный закон должен вступить в силу не позднее 31 декабря 2012 года.
Отозвать губернатора, как отмечают законодатели, можно по одному из двух оснований. Первое – если будет установлено, что глава области нарушил законодательство РФ или региональные законы. Второе – если губернатор будет неоднократно грубо и без уважительных причин уклоняться от исполнения своих обязанностей. В обоих случаях эти факты должен установить Иркутский областной суд. Поскольку пока текст регионального закона не опубликован, можно анализировать только модельный закон, выложенный на сайте ЦИКа. В «модели» инициаторами отзыва могут быть политпартии и их реготделения, иные общественные объединения или группа граждан из 100 человек. У них есть право обратиться в суд, и только когда суд признает легитимным одно из двух оснований для отзыва, наступит следующий этап – инициативная группа с санкции облизбиркома приступает к работе. Для отзыва необходимо собрать подписи избирателей, количество которых составляет одну четверть от числа избирателей, зарегистрированных на территории Иркутской области. По данным на 1 июля 2012 года, в регионе числилось 1 898 705 избирателей. То есть за отзыв главы области должны отдать свои подписи более 470 тысяч человек. Собрать эти подписи, согласно модельному закону ЦИК, нужно за месяц после регистрации инициативной группы. Подписи, естественно, проверяются в облизбиркоме. Это ещё один этап, на котором инициатива может получить поворот.
Отзыв признаётся состоявшимся, если за него проголосовало более половины участников голосования по отзыву, включённых в списки участников голосования. По модельному закону это все граждане РФ 18 лет и старше, имеющие соответствующую прописку на территории региона, не находящиеся в местах заключения. Напомним, явка в Иркутской области на президентских выборах в марте была 56,03%, на муниципальных в октябре дотянула только до 35,11%. Конечно, отзыв губернатора – событие яркое, но обеспечить и явку, и 50-процентное голосование за отзыв практически нереально. Мы помним, конечно, каких усилий стоило привести на референдум 2006 года около 60% населения, однако в модельном законе ЦИК много раз и очень строго оговариваются наказания за использование «административного ресурса». У губернатора, как того требует федеральный закон, остаётся право объясниться перед населением по поводу обстоятельств, послуживших основанием для отзыва.
Накануне новосибирские законодатели «без сучка и задоринки», как пишут местные СМИ, приняли аналогичный закон. Однако оппозиционно настроенная часть новосибирского политбомонда заявила: отозвать губернатора по такой схеме нельзя (если на то нет прямого указания из Москвы). Наблюдатели расценивают эти законопроекты как «подстраховку» федерального центра при введении прямых выборов губернаторов, которая позволит, манипулируя термином «мнение общественности», держать губернаторов на коротком поводке. «Законы об отзыве депутата или главы администрации существовали и ранее. Обычно они пишутся таким образом, что достичь голосования по отзыву практически нереально, – считает новосибирский политолог Алексей Мазур. – Это подтверждает и практика: насколько мне известно, никого отозвать не удалось ни разу, хотя попытки были». «Реально до голосования дело не дойдёт, – считает наш собеседник. – Но закон даёт возможность инициировать кампанию по сбору подписей, что может иметь психологическое значение». Заслуженный юрист РФ, профессор ИГУ Сергей Шишкин считает, что подобного рода законы необходимы, так как позволяют ограничивать злоупотребление властью. «Однако я настаивал и ранее, и настаиваю сейчас: такие документы должны вноситься в комплекте. Если существует закон об отзыве губернатора, представляющего исполнительную власть, должен быть и закон об отзыве представительной власти. Иначе создаётся впечатление, что представительная власть, принимая такой закон, настраивает негативную волну против губернатора, – сказал учёный. – Однако хочу напомнить: в ближайшие годы закон не имеет никакой актуальности. Сергей Ерощенко не избран населением, и население не обладает правом его отзыва».