Вагнер как предчувствие
«Моя дирижёрская генеалогия ведёт к Вагнеру», – утверждает главный дирижёр Иркутской филармонии Илмар Лапиньш. И рассказывает, какая уникальная цепочка событий и людей связывает его со знаменитым немецким оперным композитором. На этой неделе под управлением Илмара Лапиньша в Иркутске состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец». Совместный проект Губернаторского симфонического оркестра, Улан-Удэнского театра оперы и балета, а также немецкого режиссёра и московского художника-постановщика, который хоть и был реализован в Азии, но, по мнению сторон, оказался вполне европейским.
Три небольших тома партитур оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» стоят на полке в кабинете главного дирижёра Губернаторского симфонического оркестра Илмара Лапиньша. На одном из них аккуратная надпись карандашом: «Куплена в 2006 году в Вене». Чуть ниже: «Клайпеда – 2008, 2009 год, Иркутск – 2012 год».
– В Вене есть такой антиквариат, – рассказывает дирижёр, – я туда всегда захожу, всегда привожу оттуда килограммы нот. Его владелец меня хорошо знает. И один раз я купил вот эти три книжечки.
К тому времени Илмар Лапиньш уже не раз дирижировал концертными программами, целиком состоящими из музыки Вагнера. «В Латвии, Литве, Москве, Томске, Братиславе, Вене», – перечисляет он. В 2008 году в Клайпеде под управлением Лапиньша прозвучал второй акт оперы «Летучий голландец». Впрочем, исполнить её целиком ему удалось только в этом году – сначала в Улан-Удэ, затем в Иркутске.
Сейчас Илмар Лапиньш рассказывает, что и здесь и в Клайпеде ему очень помогли эти партитуры оперы, написанные целиком на немецком языке и изданные, предположительно, ещё до второй мировой войны. «Вообще я не знаю, почему их тогда купил. Теперь знаю», – улыбается маэстро, он, кстати, отлично говорит по-немецки.
Правда, он тут же объясняет, что непосредственно для исполнения эти партитуры не подходят: слишком мелкий шрифт. «Для дирижирования нужны партитуры большего размера, хотя я знаю оперу почти наизусть», – говорит он.
Впрочем, далеко не только музыка связывает Илмара Лапиньша с известным немецким оперным композитором. «Моя дирижёрская генеалогия ведёт к Вагнеру», – утверждает Илмар Лапиньш. И рассказывает, что сам он – ученик знаменитого профессора Ленинградской консерватории Ильи Мусина. Тот, в свою очередь, в начале века учился у русского дирижёра Николая Малькова, который в конце 19 века был учеником австрийского дирижёра и композитора Феликса Мотля. Феликс Мотль был учеником немецкого дирижёра и композитора барона Ганса фон Бюлова. «А он – современник и ученик Вагнера», – рассказывает Илмар Лапиньш.
Любопытно, что для Иркутска и Улан-Удэ премьера оперы «Летучий голландец» тоже стала в определённом смысле прорывом. Прежде всего потому, что до сих пор оперы Вагнера ни разу не звучали за Уралом. Для Иркутска это и вовсе оказалась третья полноценная оперная постановка (в 2011 и 2012 годах в столице Приангарья состоялись концертные исполнения оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» и оперы Верди «Риголетто»). Сам проект тоже оказался необычным: в постановке оперы вместе с Илмаром Лапиньшем участвовал немецкий режиссёр Ханс-Йоахим Фрай. За оформление сцены отвечала московский художник-постановщик Мария Вольская, а все партии исполнили артисты Улан-Удэнского театра оперы и балета. Главным концертмейстером выступила народная артистка России Дарима Линховоин (Улан-Удэ). По её словам, в период подготовки оперы всем без исключения пришлось работать в очень напряжённом режиме. «Если обычно мы работаем по семь часов, то тут приходилось по 11-12, даже пообедать было некогда», – рассказала она. Но тут же уточнила, что, несмотря на все сложности, опытом сотрудничества с иркутским оркестром, Илмаром Лапиньшем и Хансом-Йоахимом Фраем, а также другими участниками постановки осталась крайне довольна. О том, что работать с иркутскими музыкантами и бурятскими солистами было одно удовольствие, после премьеры оперы сказал и сам господин Фрай. По его словам, он вообще не ожидал, что за Уралом есть коллективы исполнителей столь высокого уровня.
Вывело исполнение Вагнера на новый уровень и иркутский оркестр. «Играть эту музыку очень трудно, так что сейчас оркестр переступил какой-то рубеж», – уверен главный дирижёр оркестра Илмар Лапиньш. И объяснил, что для исполнения такой сложной музыки, как в вагнеровских операх, нужно очень большое внимание и доскональное знание текста. Необычным было и то, что впервые музыкантам Губернаторского симфонического оркестра пришлось спуститься в оркестровую яму.
– Это совершенно другая идеология, – говорит дирижёр, – когда оркестр сидит на сцене, он солист и такой же полноправный участник действия. В опере оркестру нужно соблюдать баланс, чтобы не перебивать певцов, и исполнять не только музыку, но и режиссёрские задачи. Далеко не каждый симфонический оркестр это может делать.
Ещё одной особенностью исполнения оперы «Летучий голландец» стало то, что музыкантам надо было держать себя в тонусе больше часа. Именно столько длилось второе отделение оперы, тогда как во время обычного концерта непрерывное звучание музыки занимает не больше 35–40 минут. Чтобы всё это время качественно делать своё дело, нужны определённое мастерство и немалая выдержка, заметил главный дирижёр. «Я ещё и потому хочу сделать низкий поклон в сторону оркестра, что опера вагнеровская, – объяснил тонкости дела Илмар Лапиньш, – и, как правило, в них музыканты меняются после первого акта: уходит первый валторнист, приходит второй валторнист. У нас же играют одни и те же люди».
Между тем делать паузу в оперных постановках иркутские музыканты отнюдь не собираются. Так, совсем скоро они начнут готовиться к постановке оперы Чайковского «Пиковая дама». «Я хорошо знаю европейскую музыку, и в том числе немецкую, но целиком принадлежу русской музыкальной культуре», – объяснил выбор русской оперы Илмар Лапиньш. Однако состав солистов, уже по сложившейся традиции, будет интернациональным. Состоится очередная оперная премьера в Иркуске в феврале 2013 года.