«Напоминает эпопею с посадкой кукурузы»
Исполнение ещё одной нормы Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» оказалось под угрозой
Речь об энергетических обследованиях, которые в обязательном порядке должны выполнить бюджетные организации и некоторые юридические лица. Завершить их они обязаны до 31 декабря 2012 года, но очевидно, что многие в срок не уложатся. Энергоаудиторы винят в сложившейся ситуации законодателей: в законе об энергосбережении изначально были установлены нереальные сроки, а по законодательству о государственных закупках главным критерием выбора поставщика является минимальная цена, что открывает дорогу откровенно недобросовестным фирмам, занимающимся демпингом.
«Проблемы не уникальны для Иркутской области, это обобщение всего российского опыта», – заметил генеральный директор некоммерческого партнёрства «Восточно-Сибирское объединение энергоаудиторов» Владимир Головщиков, предваряя свой доклад на круглом столе «Проведение энергетических обследований», который проходил 17 октября во время выставки «Энергосбережение». Ключевая проблема та же, что и с нормой об обязательной установке приборов учёта: в установленные законом сроки выполнить энергетические обследования явно не удастся. Напомним, до 31 декабря 2012 года пройти аудит и получить энергетические паспорта должны органы государственной власти и местного самоуправления с правами юридических лиц, организации с участием государства, предприятия, осуществляющие регулируемые виды деятельности, компании, производящие и транспортирующие воду, газ, тепло и электричество либо перерабатывающие уголь и нефть, юридические лица, тратящие на энергоресурсы более 10 млн. рублей в год.
Однако в Иркутской области из 2443 организаций, подлежащих обследованию, оно начато или завершено в 534, ещё в 457 случаях готовится конкурс по выбору компании-аудитора. В то же время 1452 учреждения попросту не обеспечены финансированием. И в том случае, если средства найдутся, времени на качественное выполнение энергетических обследований попросту не остаётся.
Генератор паспортов
И это порождает другую проблему: на рынок вышло множество фирм, составляющих энергетические паспорта, в которые просто вписывают данные о потреблении энергоресурсов и стандартный перечень мероприятий по энергосбережению, зачастую не дающих того эффекта, который требуется в законе, – ежегодной экономии 3% потребляемых ресурсов. «Приходится сталкиваться с такими примерами, когда одна из фирмочек хвастается тем, что способна за день сгенерировать 12 паспортов», – рассказал заместитель директора центра «Энергоэффективность» Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета Вениамин Хан. Технология, позволяющая добиться подобного результата, проста: аудитор на место не приезжает, никакого детального обследования никто не проводит, у заказчика попросту берут данные и вместе с простейшими рекомендациями вроде замены ламп в системе освещения или установки пластиковых окон вписывают в бланк паспорта.
Примеры из реальной практики, иллюстрирующие «результативность» такой работы, привёл заместитель генерального директора НП «Восточно-Сибирское объединение энергоаудиторов» Михаил Ермаков. Так, по итогам обследования здания, где большая часть электроэнергии уходит на лабораторно-техническое оборудование, аудитор рекомендовал установить энерго-
сберегающие лампы, потребляющие на 70% меньше, чем лампы накаливания. Реальная же экономия на электричестве составила около 2%, поскольку на освещение расходуется лишь 3% энергии, потребляемой учреждением. «Или школа с бассейном, у которой за год общее потребление воды составляет 30 тысяч кубометров, – продолжил Ермаков. – Энергоаудитор пишет рекомендацию: установить аэраторы на водоразборную арматуру. Эффект за счёт их установки – 15% экономии, он считает 4,5 тысячи кубометров. А по факту потребление через водоразборную арматуру не превышает 2 тысяч, остальное уходит в бассейн, так что аудитор ошибся в 15 раз». При том, что в реальности экономия будет составлять менее 3% в год, по закону бюджетному учреждению будут ежегодно на те же 3% сокращать финансирование на нужды энергоснабжения».
Тем не менее на конкурсах, проводимых бюджетными организациями, небольшие фирмы с неквалифицированным персоналом зачастую побеждают крупные предприятия с опытным персоналом и собственным инструментальным парком, потому что могут предложить провести обследование в кратчайшие сроки и за минимальные деньги. В условиях жёсткого демпинга серьёзные аудиторы вынуждены снижать цены, жертвуя какими-то мероприятиями, входящими в программу энергетического обследования. Например, в случае с аудитом Иркутской областной клинической больницы пришлось снизить первоначальную цену в шесть раз, чтобы контракт не достался фирме, выполняющей свою работу только формально.
«Атомной бомбы не надо»
Корень всех бед, по мнению членов Восточно-Сибирского объединения энергоаудиторов, кроется в самом законодательстве. «У нас в стране, честно говоря, принято несколько законодательных актов, которые попросту вредоносны, – в сердцах сказал Хан. – Кто их придумал – не знаю, но никакой атомной бомбы не надо». В первую очередь это касается Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», более известного под номером 94-ФЗ. Согласно ему бюджетные организации могут заключать контракты на приобретение товаров или оказание услуг только по итогам торгов, победитель которых определяется фактически по одному главному критерию – минимальной цене. Поэтому нередки случаи, когда на рынок выходят неспециализированные организации, неспособные качественно выполнить ту или иную работу.
Серьёзный изъян содержится и в законе «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в РФ». Это заведомо невыполнимое требование – провести энергетические обследования в срок до 31 декабря 2012 года. Помимо того, что аудиторы физически не успевают провести их качественно, департамент энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Министерства энергетики РФ попросту не справляется с согласованием энергетических паспортов, которые ему присылают не сотнями или тысячами штук, а килограммами. По словам Головщикова, в Иркутской области нет ни одного энергопаспорта, который был бы утверждён в Минэнерго.
«Мы видим, что 261-й федеральный закон большей частью не работает, – резюмировал Хан. – Конечно, из-под палки какие-то телодвижения совершаются на всех уровнях, но лично мне это напоминает эпопею шестидесятых годов с посадкой кукурузы: кампанейщина, на которую, с одной стороны, тратятся огромные деньги с минимальным выхлопом и которая, с другой стороны, дискредитирует саму идею».
Под вопросительным знаком переноса
Однако Вениамин Хан подчеркнул, что «закон есть закон и мы обязаны его выполнить, по максимуму» противодействуя его негативным сторонам. Тем временем ещё летом группа депутатов Государственной Думы ФС РФ предложила внести поправки в федеральный закон об энергосбережении, одна из которых предполагает перенос сроков проведения обязательных энергетических обследований. «Общение с Минэнерго показывает, что пока их откладывать не собираются, – сказал Головщиков. – Ответ такой: вся страна попала в тупик, и все надеются, что будет перенос, но он приведёт к расхолаживанию этого процесса, и пусть люди пока находятся в возбуждении от угрозы наказания по линии Ростехнадзора». Тем не менее вероятность того, что норму об энергетических обследованиях постигнет та же судьба, что и положение об установке приборов учёта, очень велика.