«Спасти удалось едва ли десятую часть»
На одном из археологических памятников в зоне затопления Богучанской ГЭС обнаружены находки эпохи палеолита. Таким образом, археологам удалось фактами подтвердить своё предположение, что возраст первых поселений на территории памятника Усть-Ёдарма-2 древнее 30 тысяч лет. Однако интересная находка так и останется эпизодичной – учёные работали здесь последний год, очень скоро едва обнаруженный и толком не изученный «палеолит» навсегда уйдёт под воды Богучанского водохранилища. Археологи с грустью констатируют: спасти удалось только 10% памятников. Остальное покроет вода.
Это был последний год археологических работ в зоне затопления ложа Богучанской ГЭС. Основные работы были сконцентрированы на территории Иркутской области, так как затопление Красноярского края уже пошло. Нынче в Иркутской области работали 22 археологических отряда, из них девять – из нашего региона, остальные из Новосибирска, Красноярска, Забайкалья, Москвы, Санкт-Петербурга, с Дальнего Востока. «Работы были очень напряжённые, – рассказывает научный сотрудник иркутской лаборатории археологии и палеоэкологии Института археологии и этнографии СО РАН-ИГУ Валентина Новосельцева. – По заданию мы должны были вскрывать буквально тысячи квадратных метров. У кого-то было и пять, и десять тысяч квадратных метров к спасению. Основные работы проводились на границе с Красноярским краем в границах памятника Усть-Ёдарма-2 и деревни Ёдарма. Ещё один ключевой узел для спасательных работ – это территория старой деревни Кеуль, где находятся два археологических объекта Усть-Кеуль-1 и площадь самого поселения, известного по письменным источникам с 1687 года. На третьем «узле» в устье Тушамы работали коллеги из Новосибирска, где вскрывалось три объекта на левом и правом берегу устья Тушамы и на острове Сосновый.
Группа Валентины Новосельцевой работала на территории объекта Усть-Кеуль-2. На этой территории, как установили археологи, люди жили на протяжении последних 12 тысяч лет – начиная с каменного века, весь бронзовый, ранний железный век. В конце концов на это место во второй половине 17 века пришли русские и поставили свою деревню. В
70-х годах 20 века Кеуль «переехал» из-за затопления водохранилища Усть-Илимской ГЭС. Со старого Кеуля в музей «Тальцы» было перевезено старенькое здание церковно-приходской школы. Остальные дома остались брошенными, разрушались и сегодня практически ценности не представляют. Поработали туристы, разбирая их на дрова. Ни архитекторам, ни археологам не хватило времени, чтобы в полной мере заняться памятниками в старом Кеуле, констатирует Валентина Новосельцева. Находок в Кеуле очень много – порядка 40 тысяч. Каменные топоры, остатки сосудов, жилых строений, изделия из металла, костей.
Как рассказала Валентина Новосельцева, в этом году на площади стоянки впервые вскрыто два погребения, это означает, что здесь люди не только жили, но и хоронили. Погребения по сопровождающему инвентарю отнесены к раннему бронзовому веку; к сожалению, пока точных датировок нет. Интересны эти погребения тем, что в наличии имелись только головы, более никаких частей скелета не найдено. Причём все головы были без нижних челюстей. Удалось археологам обнаружить отдельное захоронение скелета без головы и головы без скелета. Валентина Новосельцева надеется, что в следующем году Кеуль, находящийся на отметке 202 метра, ещё не будет затоплен и археологи смогут поработать на памятнике, поскольку «нельзя сказать, что он спасён полностью».
Меньше повезло отряду младшего научного сотрудника кафедры археологии ИГУ Дмитрия Лохова. На территории памятника Усть-Ёдарма-2 и старожильческого поселения Ёдарма (основано в 1699 году) учёные работали последний год – скоро всё будет затоплено. Даже четыре года работы не позволили выкопать всю территорию стоянки. В раскопах были зафиксированы остатки первых деревянных жилых строений в Ёдарме, фактически это особый тип «полуземлянок». Удалось найти предметы утвари первого русского населения. Часть домов будут перевезены в архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» под Братском. Сейчас в Ёдарме работают архитекторы, которые подготавливают дома к переезду. В 70-е годы с территории деревни в «Тальцы» была перевезена усадьба крестьянина Зарубина.
Здесь, как было подтверждено археологическими находками и радиоуглеродными датировками ранее, люди поселились около 10 тысяч лет назад, и место не пустовало вплоть до прихода русского населения. За четыре года работы археологи зафиксировали 60 тысяч находок, 20 тысяч – за сезон 2012 года. Это элементы различных гарпунов, костяные изделия неизвестного пока назначения («что-то вроде пуговиц»), различные виды кострищ с выкладками и без выкладок, наконечники стрел, ножи, скребки, топоры. «Всё надо более детально обрабатывать и обрабатывать, это не один год работы», – сказал Дмитрий Лохов. Последнее лето подарило археологам долгожданную находку. Учёные и три года назад предполагали, что возраст первых стоянок на территории Усть-Ёдарма-2 может датироваться не 10 – 12 тысячами лет, а палеолитом. «Нынче удалось вскрыть находки, по возрасту которые древнее 30 тысяч лет, – рассказал Дмитрий Лохов. – Изделия подвержены лёгкой корразии, что говорит об их древности. Но возникла проблема – весь палеолит лежал в мерзлоте. Копать это невозможно, нужно ждать, когда оттает, а после оттаивания всё превращается в грязь, в раскопах стоит вода». Тем не менее учёным удалось обнаружить, к примеру, нефритовое тесло. Находка, как авторитетно заявляют исследователи, уникальная для территории северного Приангарья. Тем не менее, едва обнаружив «палеолит» на этой территории, учёные должны с ним попрощаться. Вода скоро скроет Ёдарму, и уникальные места, так до конца и не исследованные, навсегда уйдут под воду. «Мы со своими объектами сроднились, – говорит Дмитрий Лохов. – И становится обидно, жалко, что ты ничего уже не сможешь сделать».
– Мои коллеги тему очень деликатно обходят, – сказал аспирант, младший научный сотрудник кафедры археологии ИГУ Иван Бердников. – Они там работают (на Богучанах. – Авт.). Я не давал никаких подписок и могу сказать, что спасти удалось едва ли десятую часть. Всё остальное уходит под воду. Мы теряем уникальнейший район, который был доступен для изучения и археологического, и архитектурного, ведь там были старые русские деревни.
Всего на территории Иркутской области от бьефа Усть-Илимской плотины до границ с Красноярским краем зафиксировано свыше 60 объектов, сказал Дмитрий Лохов. Сделать за четыре года (финансирование спасательных работ началось только в 2008 году, хотя о возобновлении строительства БоГЭС было известно за 10 лет до этого) можно было много, но первые два года археологи попадали на место только в сентябре, а судоходство заканчивалось в октябре. О суммах финансирования раскопок археологи говорить отказались, сославшись на то, что дали значительно меньше, чем просили. И отрядов по 100 – 150 человек, которые реально бы могли «поднять» всю махину раскопок, не получилось. К примеру, территория Усть-Ёдармы-1 – 45 тысяч кв. м, спасено всего полторы тысячи, это не более 1-2%. По другим памятникам удалось вскрыть 10 – 20%. Археологи с грустью говорят: можно не успеть и туда, где ещё есть надежда в следующем году поработать. Красноярские коллеги выбили себе дополнительное финансирование, в августе этого года отправились на объект, чтобы спасти ещё хоть что-нибудь. И увидели одну только воду.