За рулём – зомби
Пьяные водители захватывают дороги Иркутской области, и противостоять им некому
Дороги Иркутской области утопают в крови и алкоголе: в среднем еженедельно в ДТП гибнут 10 человек, с января по сентябрь аварии унесли 386 жизней, в том числе 19 детских, а количество водителей, садящихся за руль пьяными и без прав, вообще превышает все мыслимые пределы. В этом году дорожная полиция региона задержала почти шесть тысяч водителей, никогда не имевших удостоверения, и 12 тысяч человек, севших за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Эксперты опасаются, что предстоящее повышение штрафов вплоть до 50 тысяч рублей и введение уголовной ответственности за водительское пьянство не будет эффективно – ловить правонарушителей некому и нечем.
«В сводках мелькают 80-е и 90-е»
9 октября пьяный водитель «Ниссана» на улице Розы Люксембург сбил трёх десятилетних девочек, переходивших дорогу «по зебре»; 10 октября на пешеходном переходе по улице Маяковского на двух девушек наехала «Тойота». Новости о страшных авариях в иркутских СМИ появляются каждый день, но осторожнее на дорогах это не делает никого.
Водители не только давят людей, но и бросают их умирать. С мест ДТП с тяжкими последствиями за девять месяцев этого года скрылись 307 виновников, и 108 из них ищут до сих пор. Всего же в двух с половиной тысячах ДТП травмы различной степени тяжести получили более трёх тысяч участников дорожного движения. По вине пьяных водителей погиб 31 человек. Согласно полицейской статистике, растёт количество аварий на пешеходных переходах, а также происшествий с участием пассажирского транспорта и по вине детей. Только в этом году несовершеннолетние спровоцировали 156 ДТП, в которых были ранены 183 человека, и если в авариях с автобусами и маршрутками в прошлом году пострадали 15 пассажиров, то в этом – уже 55.
«Ежедневно мы просматриваем сводки ДТП с пострадавшими, постоянно мелькают года рождения водителей 1980-е и 1990-е», – утверждает заместитель начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Вячеслав Жилкин. Каждое пятое ДТП совершает водитель со стажем до двух лет, виновниками большей части аварий становятся более «опытные» граждане со стажем от двух до пяти лет. «Неуверенность первых лет безаварийного вождения перерастает в самоуверенность, и водитель думает, что на дороге ему уже ничего не угрожает», – комментирует статданные директор автошколы «Автомобилист» Геннадий Кабанов.
Сотрудники госавтоинспекции и опытные водители с ностальгией вспоминают времена СССР, когда машин было меньше, инспекторов больше, непрофессиональные водители не имели права перевозки пассажиров и работы по найму, а на вождение молодыми накладывались значительные ограничения по скоростному режиму и времени управления автомобилем. «Не случайно раньше была ежегодная 20-часовая программа повышения квалификации для профессиональных водителей. Любитель мог на своём автомобиле только приехать с дачи и на дачу, заехать в магазин и всё, – отмечает Геннадий Кабанов. – Пассажиров он не имел права перевозить, на работу водителем не имел права устроиться, а сейчас категория «В» – рабочая профессия».
Не спешат расписаться в бессилии
Однако законодатель всё-таки стал обращаться к забытому старому. Госдума рассматривает пакет поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях, одна из которых предусматривает введение балльной системы, при помощи которой систематических мелких и средних нарушителей можно будет лишать прав. Похожая схема когда-то действовала в СССР, отмечают инициаторы нововведений. Кроме этого, законодатель предлагает утяжеление наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде.
Сегодня минимальный штраф для физических лиц за нарушение правил дорожного движения составляет 100 рублей, максимальный – 5 тысяч рублей. В случае, если поправки, предложенные депутатами Госдумы, будут одобрены, эти цифры изменятся соответственно от 500 до 50 тысяч рублей. Пока управление автомобилем в пьяном виде водителю грозит лишением прав на срок до двух лет, а также изъятием транспортного средства. Предлагается ввести градацию по степени опьянения: в зависимости от количества промилле штрафовать будут на 20, 30 или 50 тысяч рублей, а также лишать прав на два, три или пять лет.
В свою очередь эксперты опасаются, что ужесточение наказания не решит проблемы. «Наказание может быть сколь угодно строгим, но если оно неприменимо на практике, толку не будет, – уверен Геннадий Кабанов. – Можно целый день ездить пьяным по Ленинскому району, и никто ничего тебе не сделает. Потому что на весь район, а это и Жилкино, и Ново-Ленино, и Второй Иркутск, один экипаж. Давят людей, потому что нет неотвратимости наказания».
Уйти от наказания позволяет сокращённый до предела штат госавтоинспекции, подтверждают в управлении ГИБДД по Иркутской области. «Прежний указ, по которому на каждые 265 единиц транспорта полагается один инспектор ДПС, утратил свою силу. Но если считать по устаревшим нормативам, то нам только на один Иркутск необходимо более 700 инспекторов. С учётом сокращений и объединения отделов сейчас у нас на линии осталось 39 человек личного состава», – констатирует Вячеслав Жилкин.
Как поясняют в ГИБДД, на смену людям для наведения порядка должны прийти автоматические фиксаторы нарушений, но пока их слишком мало для того, чтобы говорить о каких-либо ощутимых результатах. «Мы не хотим расписаться в собственном бессилии, в том, что нас мало и мы ничего не можем сделать, – говорит представитель пресс-службы ГИБДД по Иркутской области Алексей Тарбеев. – Вся система строится на том, что в идеале сотрудников ДПС должно быть меньше, но у нас на каждом перекрёстке должны стоять фиксаторы не только скоростного режима, но и других нарушений, в том числе проезда на запрещающий сигнал светофора, выезда на полосу встречного движения, нарушения правил парковки».
В полиции не берутся предсказать, когда наступит эра автоматизации фиксации нарушений. В этом году для Иркутской области закуплено 46 передвижных комплексов «Арена», фиксирующих нарушения скоростного режима, однако результат от их применения пока точечный и на дорожную ситуацию в целом они не в состоянии повлиять. В Иркутске уже несколько лет подряд идут переговоры о программе «Безопасный город» и оснащении дорог необходимыми техническими средствами, однако её реализация в который раз срывается из-за отсутствия финансирования, поэтому от оптимистичных прогнозов дорожной ситуации эксперты воздерживаются.